Самая традиционная роль для всех HR профессионалов. Роль административного эксперта предполагает создание (дизайн) и эффективное исполнение HR процессов для найма, оценки, вознаграждения и т.д. Ключевым в этой роли является понятие эффективности. Эффективность понятие экономическое и означает отношение затрат к полученному эффекту. Таким образом, предполагается, что HR-процессы должны быть выстроены максимально эффективным образом с точки зрения стоимости для компании. И должна вестись постоянная работа по их совершенствованию.
В этой области можно привести массу примеров. Было обсуждение с двумя компаниями эффективности организации HR-функции. В ходе разговора выяснилось, что в одной из компании на 500 человек головного офиса работают три сотрудника отдела кадров со среднемесячным доходом 120 000 рублей. В другой компании с численностью 1600 человек работает 4 сотрудника отдела кадров со среднемесячным доходом в 60 000 рублей. При сопоставимом уровне автоматизации работы функций, одна из них явно организована не самым эффективным способом.
|
|
Эффективность роли оценивается по затратам на функцию, выработке на одного сотрудника HR функции, количеству оптимизаций, приведших к конкретному эффекту.
Атрибуты роли – наличие программ по повышению эффективности работы функции, реинжиниринг процессов.
Ошибки интерпретации роли – часто встречаются три распространенные ошибки интерпретации:
1. Административного эксперта связывают с отделом кадров. Смысл роли не в функциональной принадлежности к тому или иному отделу (одни администраторы, а другие нет), а в общем характере действий, которые совершают все сотрудники в HR с целью достичь одного результата – сделать работу более эффективной. Таким образом и рекрутер, который оптимизирует процесс подбора и менеджер по обучению и развитию, сокращающий время и стоимость обучения, и сотрудник отдела кадров, который внес инициативу по введению автоматизированных отчетов, являются административными экспертами. Данную роль не воспринимают, как призыв к действию повышать эффективность работы функции. Выполняя именно эту роль, HR должен думать над тем, как сделать больше с меньшими затратами, а не просто администрировать объем работы.
2. Данную роль не связывают с понятием дизайна процессов. Реинжиниринг процессов является одним из атрибутов роли и это подразумевает необходимость с определенной регулярностью пересматривать свои процессы в происках более эффективных альтернатив.
3. Подменяется понятие эффективности. Часто «эффективно» в отношении HR понимается как «быстро». Быстро должны оформляться документы, быстро должны находиться новые сотрудники и т.д. Но многие компании упускают из виду тот момент, что быстро нередко стоит дорого. Безусловно, важно соблюдать баланс, так как порой более «дорогой» результат в короткие сроки приведет к большему эффекту в будущем.
|
|
Сторонник сотрудников
Эта роль подчеркивает вовлеченность HR департамента в повседневное общение с сотрудниками. Суть роли заключается в том, чтобы слушать и слышать потребности сотрудников, обеспечивать их необходимыми системами, политиками, процедурами, которые помогут им быть более эффективными и быть стороной, которая представляет потребности сотрудников при принятии управленческих решений. Эта же роль предполагает и необходимость коммуникации управленческих решений самим сотрудникам.
Эффективность роли оценивается по уровню вовлеченности и компетенциям.
Атрибуты роли – наличие каналов обратной связи от сотрудников (например, портал или телефон, по которому сотрудники могут позвонить и задать любой интересующий их вопрос относительно политик и процедур внутри компании), исследований вовлеченности сотрудников.
Ошибки восприятия роли связаны с двумя часто встречающимися крайностями, в которые впадают HR специалисты. Они настойчиво занимают либо сторону сотрудников, либо сторону менеджмента.
Агент перемен
Целью данной роли является повышение способности организации к изменениям. В определении этой роли есть два понятия (они же являются частью наименования самой роли): трансформация и изменения.
Под трансформацией понимается фундаментальные изменения культуры внутри компании. Здесь HR выступает в роли «хранителя» культуры, обращая внимание на достижения в прошлом и катализатора ее изменения для достижения успехов в будущем.
Изменения относятся к способности организации повышать эффективность принятия и внедрения решений, а также сокращать длительность цикличных бизнес-процессов в организации. В данном случае HR помогает идентифицировать процессы и осуществляет управление/координацию работы по их изменению. При чем важно, что идентификация процессов для улучшения идет по всей организации, а не только в рамках HR.
Эффективность роли. В данном случае однозначная оценка роли затруднительная, так как носит более качественный характер. В качестве примера можно привести оценку выявленных возможностей для изменений и качество внедрения изменений в практику компании.
Атрибуты роли – наличие плана по изменениям внутри организации (проекты по оптимизации процессов, изменениям компетенций и т.д.); комитетов, отвечающих за управление трансформацией культуры и изменениями внутри организации.
Ошибки восприятия роли связано, как правило, с ее более узким понимаем. Быть агентом перемен означает не просто предлагать какие-то изменения, это означает создавать на уровне всей организации способность трансформироваться и изменяться согласно стратегическим приоритетам компании. В данном случае речь идет и о развитии соответствующих компетенций, и о процессах и, как отмечалось ранее, комитетах, которые отвечают за реализацию процессов преобразований.
В 2012 и 2016 г. Модель Дейва Ульриха была переработана в соответствии с результатами проводимых им исследований. Приведем наиболее «свежий» ее вариант.
Эксперт по стратегическому позиционированию – HR-эксперт, способный адекватно определить вызовы внешней среды, ожидания ключевых заинтересованных сторон и внутренние возможности бизнеса, и привести одно с другим в соответствие, разрабатывая соответствующие решения
Заслуживающий доверия активист (credible activist) –HR, способный заслужить это самое доверие ключевых заинтересованных сторон (Заметим, в т.ч. за счет высокой результативности собственной деятельности), и считаться надежным и ценным партнером
|
|
Управляющий парадоксами (Paradox navigator) –HR, эффективно работающий в условиях наличия противоположных потребностей ключевых заинтересованных сторон, противоречий/конфликтов между локальными и глобальными целями, операционными и стратегическими задачами
Агент перемен, в т.ч. культурного плана (Сulture and change champion) –HR, который содействует изменению корпоративной культуры именно в том направлении, которое поддерживает стратегические инициативы компании, и способствует успешному запуску и реализации проектов перемен
Хранитель человеческого капитала (Human Capital curator) –HR, способствующий развитию ключевых для бизнеса талантов и лидеров, он устанавливает понятные и прозрачные стандарты результативности деятельности
Гарант мотивации (Total Reward Steward) – насколько HR способен спроектировать сбалансированную систему вознаграждений, включающую осознание работниками ценности для них именно этого рабочего места
Интегратор новых медиа и технологий (Technology and Media Integrator) – способен ли HR использовать потенциал социальных сетей и других новых технологий в своей работе?
Интерпретатор и дизайнер аналитики (Analytics Designer and Interpreter) –HR собирает нужные для принятия решений данные и их правильно интерпретирует
Комплаенс-менеджер (Сompliance manager) –HR балансирует требования надзорных органов и ожидания ключевых заинтересованных сторон, а также может научить такой «балансировке» линейных менеджеров
Для того, чтобы HR-стратегия и HR-тактика позволила улучшить результаты деятельности бизнеса как такового, необходимо, по мнению Д.Ульриха следующее:
Если HRы будут придерживаться такой модели работы, то, по мнению Д.Ульриха, это гарантирует, что работа в области управления персоналом будет способствовать росту результативности бизнеса.