5.1. Образование мировой социалистической системы и коренное изменение соотношения сил на международной арене
- реалистичная оценка сил:
(вообще, список непонятный: «члены СЭВ + Лаос»; а почему нету КНДР тогда уж – с ней же не было никаких фатальных трений?)
- призрак концепции развитого социализма (который выше упоминался под именем «зрелого», но опять же не раскрывался):
- а так сплошные общие слова о братстве и процветании, неконкретные упоминания отдельных трудностей и трактовка всех контрреволюционных/невыгодных событий в соцлагере как результат действий империализма извне
5.2. Ведущая роль социалистической системы в мировом революционном процессе
- главная арена борьбы социалистической системы с капиталистической – экономическое соревнование
(язык – штука коварная: многолетнее использование такой формулировки провоцирует и в самом деле смотреть на это «соревнование» как на спорт, и можно долго перечислять, что же в этом плохого)
- известная тенденция к преувеличению собственных проблем даже и в учебнике заметна:
- один абзац о влиянии соцлагеря на рабочее движение в капстранах и три страницы – о влиянии на национально-освободительное движение
- маоизм беспокоит:
(скажу здесь, пока не забыл: основной порок учебника – это разрыв в анализе: невозможность свободно говорить о сталинском этапе развития порождает и невозможность адекватно осмысливать постленинские события в стране и в мире, а потому посвящённый современности текст превращается в мёртвую букву, иногда правильную, когда для оценки ситуации действительно хватает общих соображений, но в целом довольно беспомощную)