Задание: Зарожденние литературной жизни на Урале. Духовно-просветительская деятельность Стефана Пермского. Духовные центры Урала

 Задание:

-оформить конспект в тетради.

 

Освоение Урала русскими людьми продолжалось в те­чение нескольких веков. Проникновение началось в пери­од феодальной раздробленности (XIII век), однако доми­нирование на территории сил Ордынского ханства тор­мозило крестьянскую колонизацию. В конце XIV века вхождение северной Перми (Вычегодский край) в состав Русского государства было закреплено христианизацией местных народностей, активной миссионерской деятель­ностью Стефана Пермского (Степана Храпа).

В 1383 году московский митрополит Пимен, заручив­шись согласием Дмитрия Донского, ставит Стефана во главе Пермской епархии, которая распространяет свою деятельность и на земли Верхнего Прикамья. Стефан главной миссионерской задачей считал христианское просветительство. Для этого он не только сам изучил «пермский язык», но и составил пермскую азбуку, на которую, по житийному преданию, перевел богослужеб­ные книги. Вот как об этом писал в его житии Епифаний Премудрый: «И изучися сам языку пермьскому, и грамоту нову пермьскую сложи, и азбукы незнаемы счини по предложению пермьскаго языка, якоже есть требе, и книгы русскыа на пермьский язык преведе, и преложи и преписа... И добре обдержаще и помыслъ, еже итти въ Пермьскую землю и учити я: того бо ради и языкъ пермьскый покушашеся изучите, и того ради и грамоту пермьскую сотвори, понеже зело желаше и велми хотяше еже шествовати къ Перми, и учити люди некре­щеный, и обращати неверный человекы, и приводите я кь Христу Богу въ веру христеаньскую».

Освоение новых земель в русском сознании связывается с христианизацией и распространением книж­ной православной культуры.

Отправляясь в такие невероятно далекие по тем временам земли, добираться до которых приходилось месяцами, переселенцы среди прочего скарба везли с собой книги. И это было связано как с тем, что христианское богослужение немыслимо без книг, а в тех местах, куда они переселялись, церкви зачастую не было, так и с тем, что книги были той связующей нитью, на первый взгляд хрупкой, но очень важной для сохранения национального духовного мира, кото­рая давала ощущение приобщенности к русскому государству, к родной земле. Ввоз книг продолжался в течение всего периода заселения Урала, репертуар их был разнообразен и включал в себя разножанровые произведения древнерусской литературы.

В XV веке (1462 год) строится первый на Урале Иоанно-Богословский монастырь в Чердыни,  дальнейшем по­явятся новые монастыри и церковные центры — Верхотурский, Далматовский, Пыскорский и др. В каждом монастыре было свое собрание книг и рукописей. Они формировались из постоянных вкла­дов книг в монастырь «на помин души». Эти книги не лежали в монастыре «под спудом», изучение книжных записей показывает постоянное движение книг, их активное использование различными слоями населе­ния.

Важнейшим направлением колонизации было крес­тьянское освоение земель Урала. Особую роль в этом сыграло семейство «именитых людей» Строгановых. В 1558 году Г.А. Строганов получает первую царскую жалованную грамоту на «отхожие земли» по реке Каме, в которой его обязывали «горотхи строити, варницы ставити, соль варити, слободы копить на государя». В землях Строгановых осуществлялась це­ленаправленная культурная политика, результатом ко­торой было возникновение просветительских культур­ных центров в их владениях.

Помещичье-крестьянская колонизация, длительная и постепенная, была ускорена походом Ермака и его дружины в 80-х годах XVI века. Военные действия казаков в сравнительно короткий исторический пери­од расширили границы русских земель на востоке. Помимо военно-административной функции казачест­ва на Урале немаловажное значение имела казачья культура. Наиболее известно устно-поэтическое ис­кусство казаков. Казацкие песни, предания и легенды бытовали на территории Урала и создавались вслед за событиями в процессе освоения края. Казачество обладало собственной письменной культурой, в XVII веке в их среде появились воинские эпические произведения, сатирические послания, где утвержда­лось значение казачества как исторической силы, как защитников православной Руси от «турок». Эти про­изведения переписываются и распространяются на Урале.

Во второй половине XVII—XVIII веков на Урал устремился поток староверов, покидавших обжитые места в центре и на Севере России из-за стремления сохранить в неприкосновенности свои религиозные убеждения. Они везли с собой книги и рукописи как величайшую ценность, как доказательство истинности своих убеждений. Книжные собрания передавались ими из поколения в поколение, переписывались и хранились, несмотря на преследования церкви и госу­дарства.

В XVIII веке началась активная индустриализация Урала, и на вновь возникающие заводские поселения потянулся самый разнообразный люд, частью беглый, частью ищущий лучшей доли или переселенный по правительственному указу. Кроме того, заводское про­изводство сопровождается активным формированием слоя чиновников и служащих. На Урал приезжают преданные идеям просвещения соратники Петра I, государственные деятели эпохи абсолютной монархии, носители нового типа светской культуры.

Большое значение для разви­тия культуры имели частные, церковные, монастыр­ские, а со второй половины XVIII века — государст­венные книжные собрания.

Книжный поток, конечно, отчасти был стихийным  и зависел от желания и возможностей переселенцев. Книги везли с собой как государственные служа­щие, так и ссыльные, среди которых были и крупные писатели того времени. В разные периоды тобольски­ми воеводами служили по-настоящему образованные, творческие люди, такие как князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский (1609—1613). С его именем свя­зывают сочинение исторической повести о смуте, написанной после его пребывания в Тобольске. Несо­мненно, что и его личность, и владение им художественным словом было благотворно для края. Большое литературное наследство оставил после себя князь Семен Иванович Шаховской, бывший в тобольской ссылке с 1622 по 1625 год «за чужие вины». Он писал разножанровые произведения: похвальные слова, по­слания, молитвы и церковные службы. Он написал ряд исторических сочинений о событиях Смутного времени, о преступлении века — убийстве царевича Дмитрия. Смело выступает писа­тель с рассуждениями о гонениях вообще, создавая жанр страстного авторского монолога в «Повести о некоем мнисе...» Традиция исторических сочинений и смелость в оценке событий и исторических героев были изначально внесены в читательское сознание жителей восточной окраины русского государства.

Во второй половине XVII века в тобольской ссыл­ке находился философ и филолог, яркий публицист, серб по национальности Юрий Крижанич. Будучи в Тобольске, он пишет сочинения по грамматике, обли­чает староверов, демонстрируя передовые просвети­тельские взгляды на власть и ее предназначение. Как отмечают исследователи, вряд ли весь круг идей в их сложности и полноте мог быть воспринят местными мыслителями, но влияние про­светителя было несомненным и глубоким. По крайней мере, самый талантливый местный писатель конца века С. У. Ремезов в своем историческом сочинении об Урале и Сибири использовал идеи Крижанича.

   Литературная жизнь на Урале в XVIII веке включает в себя активное обращение к древнерусской литературе духовно-религиозной на­правленности. Апокрифические сочинения и духовные стихи в соединении с сочинениями эсхатологически­ми воплощают настроения старообрядчества и их апокалипсические предчувствия. Исторические «родо­словия» согласий осмысляют путь, пройденный старове­рами, обосновывают «истинность» веры конкретного согласия. Литературная традиция формируется не столь­ко в зависимости от территориального принципа, сколь­ко внутри конкретных старообрядческих течений.
   Крепостное крестьянство, из которого формируется купечество и предприниматели, заводские рабочие и служащие ищут в древнерусской литературе произве­дения, отражающие их мировосприятие, осознание роли судьбы, деятельное противостояние трудностям. Сатирические и комические тексты, любовно-аван­тюрные и исторические повести, сборники с практи­ческими советами составляют круг чтения нарождаю­щейся общественной силы. В процессе переписки создаются новые варианты текстов, наполненные оп­тимизмом и осознанием собственной значимости.
   Просветительский пласт новой литературы, акту­альный для образованного чиновничества, админи­страции, частных предпринимателей, включает в себя переводные и оригинальные произведения, существен­ную часть которых составляют научные, педагогичес­кие и философские тексты эпохи Просвещения. В книжном многообразии сочетаются рукописные и печатные книги. В XVIII веке происходит складыва­ние нового типа образности и жанрово-стилевых форм литературы, которые будут использованы впо­следствии писателями XIX века для художественного воплощения уральской тематики. При этом вопросы производства и общественно-политические темы, быв­шие в центре деловой письменности, в такой же степени будут определять особенности уральской ли­тературы, как и накопленные в прозаических жанрах древнерусских повестей острота языка, живость обра­зов и сюжетная занимательность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: