Глава IV. Духовная культура

 

Процесс культурного развития панджабцев многократно прерывался и надолго задерживался иноземными вторжениями и завоеваниями. Но вместе с тем интенсивные культурные связи с другими народами оживляли этот процесс и обогащали культуру местного населения. Панджабцы, имеют богатый фольклор. Известно, что в устной передаче в народе сохранилось много поэтических преданий, связанных с эпохой Моголов, нашествиями Надир - шаха и Ахмед-шаха Дуррани, а более всего с героической борьбой сикхов. Эти эпические предания распространяли бродячие сказители, исполнявшие их нараспев.

Произведения лирического жанра, а также заздравные, свадебные и шуточные песни издавна входили в репертуар профессиональных певцов и музыкантов из касты мираси. Мираси составляли небольшие группы, где, кроме певцов в музыкантов, были танцоры, акробаты, фокусники. Таким образом, мираси были творцами значительной части панджабского фольклора. В прежнее время мираси обслуживали преимущественно дворы феодалов и выступали на базарах. Теперь в независимой Индии предпринимаются попытки составить из таких бродячих трупп эстрадные объединения. Однако стационарного театра в Пенджабе до сих пор нет.

В Пенджабе еще в древности создавались выдающиеся произведения изобразительного искусства. Но в период мусульманского средневековья скульптура и живопись развивались слабо и существовали лишь в прикладных формах. В предгорьях Гималаев, в Кангре развилась особая школа живописной миниатюры, по тематике и стилю близкая к раджпутской.

Первые памятники панджабской литературы относятся к раннему средневековью и датируются VIII-Х вв. н.э. Тесно связанная с общественном развитием народностей и племен, на основе которых складывался  и развивался панджабский народ, она впитала в себя богатую фольклорную традицию. Поэзия панджабщев знала многих выдающихся мастеров, среди которых следует назвать Шейх Фарида (ХII в.). Итог развитию панджабской литературы раннего средневековья был подведен созданием «Адигрантх», священной книгии сикхов. Этот памятник панджабской литературы является антологией поэзии па диалектах средневекового панджаби, а также включает в себя произведения на диалектах хинди — брадже и авадхи. Многоязычие панджабской литературы составляет одну из специфических ее черт, определявшуюся прежде всего историческими судьбами панджабского народа, неоднократно испытавшего чужеземные завоевания.  С возникновением сикхизма начинается подъем п развитии панджабской литературы. Поэзия Нанака, Арджуна и других сикхских гуру особенно литературная деятельность туру Говнид Синга способствовали упрочению непрерывной письменной традиции родной литературы. Начала развиваться проза. Наряду с религиозно-философской лирикой наметились мотивы антифеодального протеста. В XVIII в. расцветает такой лирико-эпический жанр, как кисса, в котором воссоздавались жизненные образы современников. Среди мастеров этого жара следует назвать Дамодара, Хафиз Бархурадара, Варис Шаха.

Гибель сикхского государства и установление английского господства привели к некоторому застою в развитии панджабской литературы. Особенно пагубным было изгнание колонизаторами из системы народного образования панджаби. Однако уже к концу XIX в. панджабская литература возрождается в связи с развитием национально-освободительного движения и ростом национального самосознания.

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусева, Н.Р. Народы Южной Азии / Н. Р. Гусева, А. М. Дьякова, М.Г. Левина – М.: Издательство наук академии СССР, 1963. – 977 с.

2. Малые народы Южной Азии / отв. ред. М.К. Кудрявцев – М.: Наука, 1978. – 242с.

3. Народы и религии мира. Энциклопедия / гл. ред. В.А. Тишков. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 926 с.

4. Социальная история народов Азии / отв. ред. А. М. Решетов, Ч. М. Таксами – М.: Наука, 1975. – 272 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: