Культура влияет как на выбор отдельного потребителя, так и на процесс потребления общества в целом.
При покупке товара потребителя интересуют функции, форма и содержание. Эти три аспекта обусловлены культурным контекстом потребления.
Потребитель ожидает, что купленный товар выполнит определенную функцию, например, утолит голод, вычистит одежду. Ожидания в функциональном отношении в разных культурах неодинаковы.
Товары также должны соответствовать определенным ожиданиям относительно формы, например, пища должна быть «горячей», «холодной», «хрустящей», «мягкой». Суши, блюдо из сырой рыбы, является традиционным для Японии, но редко встречается на рынке России. Все эти особенности определены культурой потребителя.
Товары обладают и определенным символическим содержанием, например, употреблением пищи в религиозных обрядах. Часто тот или иной продукт выступает символом семейных ценностей. Иногда продукты используются в ритуальном потреблении и подаются к столу лишь в особых случаях (в дни религиозных и иных праздников). Нередко продукты становятся частью культа, как в случае употребления пищи в религиозных обрядах.
|
|
Культура, наряду с другими факторами внешнего влияния на поведение потребителей, воздействует на процесс принятия решения потребителем через моду, традиции, ритуалы на всех стадиях. На этапах осознания потребности, поиска информации, оценки вариантов потребитель делает выбор в зависимости от той культурной среды, которой он принадлежит.
Национальная культура воздействует также на факторы потребительского процесса общества в целом. Через правовую и правительственную системы культура воздействует на предложение товаров, их продвижение, распределение, обеспечивая информацию потребителям и продавцам, накладывая ограничения на степень свободы потребителей и деятельность производителей, и открывая возможности потребления новых товаров, их продвижения и распределения.