Культуру можно рассматривать как способ адаптации общественного сознания к окружающей действительности. Она выражает характерные особенности людей, воспитанных одними и теми же общественными институтами (культурная триада) и жизненными реалиями.
Различают понятия макрокультура и микрокультура. Под макрокультурой понимают ценности и символы, касающиеся общества в целом или большинства граждан. Термин общество обычно применим к большим и сложным, но, тем не менее, организованным социальным системам, таким как нация или западная цивилизация.
Микрокультуры нередко называют субкультурами. Субкультура - это небольшое общество внутри популяции, состоящее из представителей обоих полов, всех возрастных групп и институтов, существующих в «больших» обществах. Микрокультура включает ценности и символы группы людей, например, религиозной, этнической или другой, являющейся частью целого. Субкультура - это подсистема культуры.
На практике этот термин используется более широко и применяется к любой группе, обладающей индивидуальными поведенческими особенностями, позволяющими рассматривать ее как отдельное образование в обществе, в котором она и существует. Субкультуры в этом широком смысле идентифицируемы по возрасту, социальному классу, религии, этнической принадлежности или географическому местоположению. Например, можно говорить о подростковой субкультуре или о субкультуре религиозных групп. Характеристики субкультуры могут отличаться от национальной культуры по всем пяти измерениям культур Г. Хофстеда.
|
|
Одним из первых, кто получил свои измерения культур в результате эмпирического исследования, был нидерландский психолог Г. Хофстед. Он исследовал по заказу руководства компании «Гермес» ценности отношения к работе у сотрудников ее филиалов в 40 странах (116 тыс. человек).
Г. Хофстед на основе результатов факторного анализа выделил четыре измерения, при помощи которых могут быть охарактеризованы и описаны господствующие ценностные системы представителей разных стран и этнических групп: «индивидуализм - коллективизм», «дистанция по отношению к власти», «стремление избегать неопределенности», «маскулинность - феми- нинность». Позднее список исследуемых стран был расширен до 70, а к четырем измерениям добавлено пятое - «ориентация на долгосрочную или краткосрочную перспективу».
«Индивидуализм - коллективизм» - главное измерение культурной вариативности. Индивидуалистической может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов более важны, чем групповые. В коллективистской культуре, наоборот, групповые цели превалируют над индивидуальными. Считается, что в индивидуалистических культурах люди заботятся, прежде всего, о себе и членах своей семьи, а в коллективистских культурах люди принадлежат отдельным группам, которые должны заботиться о них в обмен на преданность членов группы ее интересам. Индивидуалистические культуры способствуют самореализации их членов, в коллективистских культурах ответственность разделяется между членами группы, каждый из которых подотчетен коллективу.
|
|
«Дистанция по отношению к власти» определяется как степень неравномерности распределения власти с точки зрения членов данного общества. Индивиды из культур с большой дистанцией власти считают, что власть - это наиболее важная часть общественной жизни. А раз так, то представители власти рассматривают своих подчиненных как сильно отличающихся от них самих, и наоборот. В культурах такого типа делается акцент на принудительную власть, тогда как в культурах с низкой дистанцией власти господствует мнение, что подлинна только легитимная власть. Г. Хофстед установил, что родители из культур с высоким уровнем дистанции власти поощряют в своих детях обязательность и исполнительность, а студенты в этих странах демонстрируют более конформное поведение.
«Стремление избегать неопределенности». Культуры с высоким уровнем избегания неопределенности (в основном коллективистского типа) имеют очень низкий уровень толерантности к неопределенности, что выражается в высокой степени тревожности и тенденции к агрессивному поведению. Индивидам из таких культур свойственна повышенная потребность в формализованных правилах и нормах поведения. В культурах с низким уровнем избегания неопределенности низкий уровень стрессов, принимают разногласия в своей среде и характеризуются большей склонностью к риску.
«Маскулинность - фемининность». Высокая степень маскулинности (выражения мужского начала) означает преобладание в данном обществе ценности материальных вещей, власти и представительности. В культурах такого типа подчеркивается гендерное различие, исполнительность, амбициозность и независимость. В культурах фемининного типа половые роли не так строго фиксированы, и акцент делается на взаимную зависимость и служение друг другу. Люди в маскулинных культурах имеют более сильную мотивацию к достижению, в работе они видят смысл жизни, склонны считать интересы компании собственными и центром личной жизни, способны очень напряженно работать.
«Ориентация на долгосрочную или краткосрочную перспективу» отражает отношение к будущему. Людям в культурах, ориентированных на краткосрочную перспективу, свойственны ностальгия, уважение традиций и социальным обязательствам, ожидание быстрых результатов. Для культур с долгосрочной ориентацией характерны стремление к сбережениям и накоплениям, бережливость, настойчивость при достижении целей. В них доминирует уважение людей себе и другим.
Характеристики субкультуры могут отличаться от национальной культуры по измерениям культур, предложенных Г. Хофстедом.
Контрольные вопросы:
1. Опишите сущность понятия культура.
2. Охарактеризуйте абстрактные и материальные элементы культуры.
3. Опишите сущность понятия ценности.
4. Опишите сущность понятия нормы.
5. Опишите мировоззренческие и поведенческие аспекты личности, формирующиеся под воздействием культуры.
7. Назовите характеристики культурных ценностей.
8. Охарактеризуйте классификацию культурных ценностей по критерию направленности.
9. Охарактеризуйте виды ценностей по критерию степени конкретизации цели.
10. Опишите классификацию ценностей по критерию уровня статуса.
|
|
11. Назовите факторы, оказывающие влияние на изменение культурных ценностей.
12. Опишите сущность понятия культурная триада.
13. Опишите сущность понятия социализация потребителя.
14. Охарактеризуйте взаимосвязь культурных ценностей, маркетинговых стимулов и моделей поведения потребителей.
15. Охарактеризуйте методы исследования культурных ценностей.
16. Опишите влияние культуры на выбор отдельного потребителя.
17. Опишите влияние культуры на потребительский процесс общества в целом.
18. Укажите различия макро - и микрокультур.
19. Опишите понятие субкультура.
20. Охарактеризуйте индикаторы измерения культурной вариативности Г. Хофстеда.
Список литературы:
1. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. М.: Экономиста, 2006.
2. Драганчук, Л.С. Поведение потребителей: учеб.-метод. комплекс / Л.С. Драганчук. Красноярск: Издат. Центр ИЕ и ГН СФУ, 2007.
3. Лебедева Н.М. Ценности культуры и развитие общества / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
4. Статт Д. Психология потребителя /Д. Статт: пер. с англ. - СПб.: Питер,
2003.
5. Федько Н.Г. Поведение потребителей: учебное пособие /Н.Г. Федько, В.П. Федько. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
6. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 - е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.
7. Hawkins D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.
8. Hoyer W. D., MacInnis D. J. Consumer behavior. Houghton Mifflin Company,
2004.