Сюрприз от Святого Духа

Со всеми этими приготовлениями казалось почти неизбежным, что пятидесятничество прорвется в римско-католическую церковь. Вопрос был в том, где и когда это начнется. На эти вопросы скоро пришел ответ, который кардинал Сьюененс назвал «сюрпризом от Святого Духа».

Католическое пятидесятническое движение началось в Питсбурге, Пенсильвания, в Дуквенском университете, заведении, управляемом отцами Святого Духа. В 1966г. два профессора теологии этого университета, Ральф Кифер и Билл Стори начали духовные изыскания, которые привели их к книгам Дэвида Вилкерсона «Крест и нож» и Джона Шерилла «Они говорят иными языками». Прочитав эти книги, оба профессора начали искать в своей местности кого-то, кто бы получил крещение Святым Духом, сопровождающееся иными языками. Через некоторое время, с помощью священника епископальной церкви на молитвенной группе, которую проводили пресвитериане, Кифер и Стори были крещены Святым Духом и заговорили на языках, которые они никогда не учили.9

Эти два исполненные Духом профессора позже разработали план выходного выезда для нескольких друзей, чтобы искать излияния силы Святого Духа в католической церкви. Около двадцати профессоров, студентов выпускного курса и их жен собрались на выходных 17-19 февраля 1967г. в Питсбурге для первого официального католическо-пятидесятнического молитвенного собрания.

Участников просили прочесть первые четыре главы книги Деяний Апостолов и книгу «Крест и нож». Встреча проводилась в большом доме отдыха под названием «Ковчег и голубь», и спонсировалась группой студентов под названием «Чайро». Со временем это собрание назвали «Дуквенским Уикендом».

Святой Дух пребывал в «Ковчеге и голубе» в течение этих фантастических выходных. После интенсивного изучения книги Деяний, дня, посвященного молитве и изучению, многие участники немедленно захотели получить крещение Святым Духом. Но в субботу вечером была запланирована вечеринка по случаю дня рождения одного из священников. Когда она началась, в атмосфере царил дух убежденности и ожидания. Вскоре один за другим студенты начали выскальзывать с вечеринки и удаляться наверх в часовню, чтобы помолиться.

Когда эти молодые люди начали искать Господа для полноты Пятидесятницы, с ними стали происходить странные вещи. Студент по имени Дэвид Менган вошел в комнату и внезапно был «сражен Духом», упав ничком на пол. Он рассказывал о том, что пережил:

«Я плакал сильнее, чем когда-либо в своей жизни, но не проронил ни одной слезинки. Внезапно Иисус Христос стал таким реальным и таким близким, что я мог ощущать Его рядом с собой. Я был переполнен чувством такой любви, что не могу описать это».

Позже вся группа покинула вечеринку и собралась в часовне для первого настоящего католическо-пятидесятнического молитвенного собрания. Патриция Галлагер описывает собрание в этой новой «горнице»:

«Этой ночью Господь привел всю группу в часовню. Я обнаружила, что мои молитвы изливаются наружу, и другие тоже могут их слышать. Весь мой прошлый стыд по поводу молитвы вслух совершенно прошел, когда Святой Дух говорил через меня. Затем профессора возложили руки на некоторых студентов, но большинство из нас получили «крещение Святым Духом», когда склонились в святом таинстве молитвы. Некоторые из нас начали говорить на иных языках, другие получили дары различений, пророчеств и мудрости. Но самым важным даром был плод любви, которая связала всю общину воедино. В Господнем Духе мы нашли единство, которое так долго пытались отыскать самостоятельно».

Когда эти ищущие католики молились о Пятидесятнице, начали происходить многие вещи, известные классическим пятидесятникам. Некоторые непроизвольно смеялись «в Духе», а один молодой человек катался по полу в экстазе. Крики прославления Богу, плач и говорение на языках охарактеризовали это начало движения в католической церкви. Не удивительно, что в прессе они были названы «католическими пятидесятниками», когда новость об этих странных событиях достигла Питтсбурга.12

Огонь, зажженный в Дуквенском университете, вскоре воспламенился в Нотрдамском университете в г. Саут-Бенд, штат Индиана.

Эта вспышка произошла после письма от Ральфа Кифера, которое возбудило интерес нескольких студентов и преподавателей, также заинтересованных в духовном возрождении церкви. После некоторого исследования и первоначального скептицизма, группа из девяти студентов собралась на квартире Берта Геззи и получила крещение Святого Духа.

Однако у них не проявилось ни одного очевидного духовного дара. Чтобы получить помощь, они связались с Рейем Буллардом, членом Ассамблей Божьих и президентом отделения организации «Бизнесмены полного Евангелия» в Саут-Бенде. Геззи описал, как эта группа католиков-интеллектуалов получила дары Святого Духа:

«Мы пришли в дом Рея на следующей неделе и встретились в его подвале с одиннадцатью пятидесятническими служителями со всей Индианы, а также их женами. Они провели вечер, пытаясь убедить нас, что если мы были крещены Святым Духом, то должны говорить на языках. Мы сообщили им, что открыты для молитвы на языках, но придерживаемся нашего убеждения, что уже получили крещение Святым Духом. Потому что мы видим это в наших жизнях. Вопрос был решен, мы хотели говорить на языках, если бы это не рассматривалось как теологическая необходимость при крещении Святым Духом. В конце концов, мы решились попробовать, и один человек объяснил нам, как это должно происходить. Очень поздно, где-то после полуночи, вечером, внизу в подвале, братья поставили нас в ряд с одной стороны комнаты, а служителей с другой стороны, они начали говорить на языках и приближаться к нам с вытянутыми руками. Еще до того, как они достигли нас, многие уже начали молиться и петь на языках».

Потом, как говорит Геззи, пятидесятнические друзья предложили студентам покинуть католическую церковь и присоединиться к пятидесятнической:

«Предложение повергло нас в небольшой шок. Мы ответили, что не покинем католическую церковь, что крещение Святым Духом вполне совместимо с нашей верой в католической церкви. Мы убедили наших друзей, что уважаем их и хотим общаться с ними, но оставаясь при этом в католической церкви.

Думаю, есть что-то примечательное в том, что мы, получившие крещение Святым Духом, никогда в последствии не думали о том, чтобы оставить католическую церковь.

Наши друзья-пятидесятники видели, как католики присоединялись к пятидесятническим церквям, получив крещение Святым Духом. Благодаря тому, что мы этого не сделали, возникла возможность католического харизматического возрождения».13

События в Дуквенсе повторились в Нотр-Даме – интеллектуальной столице американского католицизма. Вот описание типичного католического молитвенного собрания в студенческом городке. После пения, молитвы и чтения Библии:

«... Лидер объявил, что наступило время для всех, кто хочет, получить крещение Святым Духом. Около дюжины человек захотели этого, среди них два священника. После нескольких инструкций относительно того, как распознать дар языков, когда он придет, пятеро или шестеро из тех, кто уже был крещен Духом, собрались полукругом вокруг первого человека для молитвы. Они возложили руки на его голову и начали молиться, сначала на английском. Спустя некоторое время один из них начал говорить на языке, звучащем, как арабский. Через мгновение другой тоже перешел на иной язык, звучащий по-другому. В конце концов, все те, кто молился за «кандидата», заговорили на языках».

В студенческой газете вскоре сообщили невероятную новость о том, что происходит в студенческом городке Нотр-Дама. «Национальный католический репортер» подхватил историю Нотрдамской Пятидесятницы и дал следующую оценку этих событий:

«Были попытки объяснить пятидесятническое движение в Нотр-Даме как возвращение к набожным аспектам Церкви. Некоторые говорят, что движение привлекает людей с эмоциональными проблемами. Тогда как другие считают, что в движении создана лже-община, которая нуждается в постоянном укреплении. И, конечно, находятся такие, кто объясняет этот феномен, используя слова «фанатичный», «свихнувшийся» или «псих». Но ситуация не так проста. 

Было бы удобно сказать, что эти католические пятидесятники были недокормленными, взвинченными, ползущими интеллектуалами-неудачниками на фоне здоровой атмосферы всеамериканского увлечения футболом. Было бы очень удобно, но в то же время очень неправильно. В этой группе нет никакого конформизма, кроме того, что их объединяет общее переживание». 15

На самом деле, в составе новых пятидесятников в Нотр-Даме было несколько уважаемых профессоров теологии, включая Эдварда О`Коннора и Дж. Форда Мэссингберда. Кевин Ренаган был учителем в соседнего колледжа Святой Марии. Другими крещенными Святым Духом в Нотр-Даме были Стив Кларк и Ральф Мартин, штатные сотрудники национального секретариата движения курсилло, Джордж Мартин, работник центра по образованию взрослых в епархии Ленсинга, Пол де Целлес, профессор физики в Нотр-Даме и группа студентов, включая Берта Геззи, Джима Кавнара, Джерри Рауча, Дороти Ренагана, Фила О`Мара и Керри Коллера.

Из этой группы способных и посвященных молодых людей сложилось основное руководство католического харизматического движения возрождения. Большинству из них не было и тридцати лет. Под их одаренным и вдохновенным руководством пятидесятничество начало, как лесной пожар, распространяться среди католиков в Соединенных Штатах и, в конечном счете, по всему миру.

Ранний рост движения был поразительным. Новые молитвенные группы появлялись ежедневно по всей стране. Система снискала удивительное одобрение со стороны как священства, так и мирян. В скором времени католическое пятидесятническое движение было признано самым быстрорастущим движением в церкви. Этот рост усилился с помощью международных конференций, проводимых ежегодно в Саут-Бенде, начиная с 1967 года. Количество посещающих эти конференции ежегодно увеличивалось в три раза на протяжении нескольких лет.

 

1967 – 85 1971 – 4 000
1968 – 150 1972 – 12 000
1969 – 450 1973 – 22 000
1970 – 1 279 1974 – 30 000

К 1974г. движение отказалось от названия «пятидесятническое» в пользу более нейтрального слова «харизматическое», чтобы не быть перепутанным со «старшими» пятидесятниками. К этому году, количество молитвенных групп в Америке возросло предположительно до 1,800, а всего в мире до 2,400. Количество участников по всему миру составлял примерно 350,000. Среди них было около 2,000 священников, присоединившихся к движению.

На протяжении 70-х гг. католическое пятидесятничество возросло не только численно, но и во влиянии. К 1973г. по крайней мере, один кардинал Сьюененс из Бельгии, не только присоединился к движению, но был назначен папой Павлом VI на должность советника по харизматическому развитию. Более того, несколько американских и канадских епископов публично объявили о солидарности с харизматами. Главным американским епископом среди участвующих был Джозеф Маккиней, помощник епископа из Гранд-Рапидса, штат Мичиган, который стал связующим звеном между Комитетом католического харизматического возрождения и американскими епископами.

Ключом к быстрому развитию пятидесятничества в католической церкви было богословское внимание, посвященное этому вопросу с самого начала. Самые ранние теологические изыскания были сделаны монахом-бенедиктинцем и ученым, Килианом Макдоннелом, который в 1970г. опубликовал ошеломляющее исследование под названием «Католическое пятидесятничество: проблемы в определении». Это была попытка втиснуть пятидесятнический опыт в контекст католической традиции.

Другими ранними работами, способствующим формированию католического харизматического богословия, были «Пятидесятническое движение в католической церкви» (1971) Эдварда О`Коннора, «Католические пятидесятники» (1969) Кевина и Дороти Ренаган, «Пятидесятнический опыт: Новое направление американских католиков» (1970) Дж. Мэссингберда Форда и «Пятидесятничество: Богословский взгляд» (1971) Дональда Гелпи. Благодаря этим исследованиям, пятидесятничество было воспринято католиками как феномен, полностью гармонирующий с их традициями, а не как новое протестантское веяние.

Другой причиной раннего прогресса в движении было положительное, хоть и осторожное отношение епископов. В своем «Отчете доктринального комитета», изданном в 1969г., епископы заключили, что «теологически движение имеет законные причины существовать. Оно имеет сильную библейскую основу». Также наблюдения показали, что участники «пережили прогресс в своей духовной жизни», «были вовлечены в чтение Писания» и развили «глубокое понимание своей веры». В конце отчета епископы утверждали, что «вывод комитета таков: сейчас движению не должно мешать, но позволять развиваться».8

И оно развивалось! К 1975г. «поздний дождь» достиг самого Рима. На международной конференции, проводимой в палатке возле древних катакомб, более 10 000 католических харизматов собрались, чтобы свидетельствовать главным членам папства. На празднике Пятидесятницы в 1975г. эти исполненные Духом верные присоединились к 25-тысячной толпе, которая наполнила площадь Святого Петра, чтобы услышать папу Павла VI. Ближе к концу служения пятидесятники начали «петь в Духе». В конце органист и хор присоединились к импровизированному исполнению международного гимна движения.

В понедельник после Пятидестницы в церкви Святого Петра кардинал Сьюененс провел первую специальную харизматическую мессу. Молодые американские харизматические лидеры из Анн Арбора, Мичиган провозглашали пророчества с высокого алтаря базилики. Радостное и помазанное пение наполнило церковь. В своем послании харизматам в конце мессы уполномоченный папы пророчески сказал:

«Как же это «духовное возрождение» не может быть «шансом» для церкви и для всего мира? И как же в таком случае не предпринять все меры, чтобы оно существовало и дальше? Оно должно омолодить мир, вернуть ему духовность, душу, религиозное мышление; оно должно открыть закрытые уста для молитвы и пения, радости, гимнов и свидетельства. Какое счастье, что в наше время, среди наших братьев растет поколение молодых людей, которые восклицают миру о величии Бога Пятидесятницы…» 9

В Риме действительно произошло излияние «позднего дождя»!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: