Театрализованно-художественный диалог (ролевая игра) между участниками

Изучение литературной критики и включение литературоведческих материалов в учебный процесс по литературе создают условия для участия в литературно-критической деятельности в рамках школьных и внеклассных занятий по литературе. При рассмотрении особенностей литературной критики1860– х гг. в классах с сильным и средним составом учащихся, а также в классах, где имеется круг гуманитарно ориентированных учащихся, возможно вместо лекционного изложения части данного материала провести силами самих школьников театрализованно - художественный диалог (ролевая игра) между участниками, представляющими позиции революционно-демократической и «эстетической» критики.

Учащиеся уже познакомились с текстами критических статей В.Белинского, высказываниями других критиков и литературоведов при изучении литературы первой половины века и потому приобрели определенные умения сравнивать разные критические точки зрения и формировать собственную позицию.

Каждая точка зрения представляется от «первого лица». От убедительности речи выступающих, их аргументации, владения материалом, умения полемизировать, внимательно слушать собеседника и отталкиваться в собственных суждениях от его положений зависит и воздействие его доводов на аудиторию. Слушатели при этом имеют возможность выбора позиций или формирования собственной вместо того, чтобы принять готовую, односторонне преподнесённую и заранее «правильную». Участникам диалога не нужно брать на себя роли конкретных исторических лиц, критиков, так как их задача –представить сущность определенного литературно-критического направления, сопоставить позиции.

Среди работ, на которые будут опираться учащиеся, готовившиеся к ведению диалога, — диссертация Н.Чернышевского и его статья «Очерки гоголевского периода русской литературы», и статья Н.Добролюбова «Луч света в темном царстве и статья А.Дружинина «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения». Учитель указывает фрагменты статей с учетом уровня литературного развития класса. Естественно, общетеоретические позиции и рассуждения о задачах искусства и критики подкрепляются примерами оценки конкретных художественных произведений, которые пока еще текстуально не изучались, но были прочитаны самостоятельно.

Диалог ведется в свободной форме, учащиеся не скованы заранее написанными текстами, используется лишь небольшой цитатный материал из произведений и критических статей. Вольно или невольно импровизация становится необходимым компонентом полемики. В диалоге «критики» касаются таких проблем, как: что важнее жизнь или искусство, какие темы могут быть подняты на страницах художественных произведений писателя, какова должна быть позиция художника отношению к своим героям и как выражена, обмениваются суждениями о каком-либо конкретном произведении.

Для приобретения необходимых умений должна постоянно вестись тренировочная работа: от монологов и диалогов, воспроизводящих позиции того или иного критического направления, к составлению собственных небольших литературно-критических произведений по аналогии с образцами и от них к полному самостоятельному осмыслению новых произведений современной литературы. При этом не только разрабатывается содержание литературно-критического выступления, но и определяется его форма.

В этом отношении очень полезно проведение некоторых уроков по обсуждению произведений современной литературы в форме «заседания клуба юных литературных критиков», в подготовке к которому школьники мобилизуют как теоретические познания о том, что есть критика литературная, так и вспоминают содержание и жанровые особенности известных им критических произведений, применяют уже сформированные умения вести критические диалоги, давать монологический анализ той или иной проблемы.

По мере приобретения опыта работы с литературно-критическими статьями повышается роль самостоятельности школьников в подборе материала литературной критики, который бы давал им новые варианты истолкования художественного текста, новые и убедительные доказательства, подтверждающие собственную позицию, материал для полемики. Поэтому так важен для учащихся формируемый учителем литературно-критический тезаурус, т.е. знание имен критиков каждой литературной эпохи, направлений в критике, предметов критического исследования. Уже в ходе изучения русской литературы второй половины XIX в. ученик может самостоятельно выбирать для индивидуального изучения ту или иную статью в качестве дополнительной (альтернативной)критики.

Таковы возможные приемы изучения литературно-критических статей в школе. Задача учителя - сделать это изучение творческим; важно не только научить анализировать эти статьи, но всей системой вопросов, заданий пробудить у учащихся интерес к критической литературе, и тогда чтение критических статей станет не обязанностью, а потребностью учащихся. Рассмотрение критических статей развивает художественный вкус школьников, расширяет их культурный кругозор, способствует выработке нравственных идеалов. Критика должна стать не только объектом познания, но и инструментом познания, формирующим навыки научного анализа текста, воспитывающим критическое мышление.

Активное усвоение содержания критических работ, знакомство с логикой развития мысли, приемами ее оформления, системой аргументации позволяет выработать необходимые читательские способности и умения: умение устанавливать связь между эстетическими проблемами и социальными явлениями; умение соотносить писательскую позицию с собственным жизненным опытом; умение исследовать историко-литературный материал под определенным углом зрения; умение проблемно, публицистически, заостренно воспроизводить концепцию произведения; умение обоснованно строить трактовку произведения; умение аргументировать предпочтение той или иной точки зрения.

Методически правильно поставленная работа с критическими текстам на уроках и в процессе самостоятельной домашней работы может в значительной степени совершенствовать литературное образование школьников, их духовное, художественно-эстетическое развитие, речевую деятельность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: