Мониторинг учителя-дефектолога по формированию представлений об окружающем мире с целью применения их в быту

В рамках метода экспертной оценки была разработана и успешно применяется методика «Карта наблюдений» (Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л.А. Нисневич, 2000). Наблюдения и экспертиза происходят в контексте обучающих и развивающих заданий.

«Карта наблюдений» позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, воспитателя, психиатра, логопеда, родителя и психолога, а также разработать программу индивидуального развития и обучения ребёнка с расстройством аутистического спектра. Кроме того, эта методика позволяет отслеживать эффективность подобной программы на разных этапах развития ребёнка и по мере необходимости, вносить в неё коррективы.

В результате диагностики с помощью этой методики составляется психолого-педагогический профиль личности на момент обследования. Анализ психолого-педагогического профиля даёт возможность составить заключение, в котором отражены следующие аспекты:

-индивидуальные психологические особенности развития ребёнка;

-сильные стороны личности;

-индивидуальные особенности восприятия;

-зона ближайшего развития;

-рекомендации по наиболее эффективным методам и приёмам развития и воспитания;

-наиболее продуктивные виды деятельности.

При повторном построении профиля проводится анализ динамики продвижения ребёнка, оценка эффективности используемых методов и планирование программы дальнейшего развития.

Основной задачей в описанном ниже исследовании явилось изучение особенностей состояния простейших сенсорно-перцептивных процессов: зрительного, слухового, тактильного восприятия, конструктивного праксиса, двигательной активности и т. д. Была предпринята попытка оценить уровень их сформированности и происходящие изменения в процессе обучения.

Была обследована разнополая группа детей в возрасте 6-7 лет, имеющих диагноз расстройство аутистического спектра и умственную отсталость разной степени тяжести. Из них у 75% - отсутствие вербального общения и речи.

Большинство заданий и исследований носили невербальный характер. Учитывая специфику речевых возможностей данного контингента детей, от них не требовалось развёрнутых ответов о выполняемых действиях, но предусматривалось понимание ими словесных инструкций педагога. В ходе исследования и выполнения ребёнком заданий осуществлялось наблюдение за деятельностью и поведением ребёнка, принятием и использованием различных видов помощи со стороны педагога, за характером преодоления ошибок, за эмоциональным состоянием ребёнка на занятиях, за реакцией на успешные и неуспешные действия.

В первой части исследования изучали способность детей узнавать, называть и соотносить три цвета спектра (красный, синий, жёлтый). В качестве основного показателя достигнутого уровня ориентировки в цвете на первом этапе выступали отбор и сличение объекта с заданным образцом. 25% детей частично справились с этим заданием. В качестве образца выступали полоски цветной бумаги, к которым дети подбирали кружки соответствующего цвета. У остальных детей (75%) на этом этапе наблюдалась полнаянесформированность этого действия. В ходе коррекционных занятий по тренировке зрительного восприятия наблюдаются следующие изменения: 50% детей научились осуществлять выбор цветного кружка по образцу, и 25% детей научились отбирать поочерёдно предложенные кружки в соответствии с цветом, названным педагогом.

На втором этапе обучения были оставлены дети (25%) у которых данное действие не было освоено. Поскольку затруднения были связаны с нарушениями сенсорного восприятия, был сделан вывод о том, что для них более перспективным в коррекционной работе будет восприятие с использованием других сенсорных каналов.

С помощью следующего задания изучали особенности восприятия и анализа формы. Как известно, форма – одно из свойств предмета, которое, в отличие от цвета, распознается параллельно с помощью зрения и осязания. На первых этапах знакомства с различными формами (круг, квадрат, треугольник) дети длительное время занимались разглядыванием, ощупыванием предметов, производили с ними всевозможные действия (строили, катали, сравнивали друг с другом, искали подобные формы на картинках вокруг себя). Предлагаемые образцы форм дети могли не только зрительно соотнести, но и практически ознакомиться с ними для того, чтобы правильно осуществлять выбор. В результате обучения половина детей в исследуемой группе смогли по предъявленному образцу узнать и произвести выбор простых геометрических фигур, а 25% из них научились самостоятельно осуществлять выбор по вербальному обозначению этой формы.

При помощи задания «Доска Сегена» с изображением домашних животных изучали уровень идентификации формы и их моделирование. Параллельно знакомили с домашними животными, учили различать их по образцу на картинках с помощью наборов игрушек. Логично было совместить в этих занятиях показ животных со звуковым различением голосов домашних животных. Этот приём способствует формированию целостного образа. При работе с доской у детей на первом этапе занятий выявились разные способы действий. У 50% из них действия носили хаотичный характер. Они совершенно не учитывали форму фигуры и отверстия, пытались достигнуть результата надавливанием, похлопыванием ладошкой. Попытки педагога оказать помощь, демонстрировать образец действий на этом этапе не имели успеха. Действия 25% детей можно охарактеризовать как перебор возможных вариантов. Они пытались действовать силой и наложением фигур на доску: взяв какую-либо форму, пробовали вложить её во все отверстия поочерёдно, пока не находилось нужное.

Через 6 месяцев работы действия детей немного изменились, 25% детей не смогли справиться с заданием. Методом проб и ошибок пользуются 50% детей. Практический опыт в выполнении задания помогает отсеивать ошибочные варианты. 25% детей действуют самостоятельно, быстро и верно заполняют доску вкладышами. Недоразвитие тонкой моторики и плохая ориентация в пространстве мешали некоторым детям в выполнении задания. Точно определив отверстие, они не могли правильно развернуть фигуру. Таким образом, наличие разных способов действия у детей с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью (лёгкой, умеренной и тяжёлой степени) является несомненным результатом развития у них поисковых способностей ориентировки и демонстрирует динамику зрительного восприятия и конструктивных способностей.

Задания на развитие тактильных ощущений, знакомство с предметами различной текстуры (мягкие, твёрдые, шероховатые, колючие, пушистые и т. д.) проводились в течение 6 месяцев обучения. Часто в этих занятиях использовалась игра «Чудесный мешочек». При сопоставлении результатов наблюдений за действиями детей в ходе игры через 6 мес. было выявлено, что 50% детей научились выполнять задание по образцу, а 25% по словесной инструкции, хотя перед началом таких занятий почти все дети не могли с ними справиться.

За 6 мес. коррекционного обучения дети научились различать некоторых домашних животных, некоторые могли их озвучить или узнавали при озвучивании, на слух определяли звучание музыкальных инструментов, машин.

Анализ результатов обучения свидетельствует, что возможности детей с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью имеют незначительную положительную динамику развития сенсорно-перцептивной деятельности. Вместе с тем процесс формирования перцептивных действий отличается глубоким своеобразием и характеризуется замедленным темпом развития этих действий. Индивидуальный анализ «карты наблюдений» даёт педагогу важную информацию о ребёнке и позволяет судить о том, что ребёнок освоил за 6 мес., какие имеет возможности для дальнейшей работы, на какие сенсорные возможности следует опираться, как построить программу с учётом зоны ближайшего развития.

Следовательно, систематическая коррекционная работа с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра и умственную отсталость, позволяет добиться положительных результатов в развитии слухового, зрительного и кинестетического восприятия.

Уровень развития функций сенсорно-перцептивной сферы, внимания, памяти, мышления, речи и представления о себе в начальном периоде обучения у этих детей низок. Функции эмоционально-волевой сферы, психомоторное развитие, социально-бытовая адаптация, трудовые навыки и коммуникативность находятся также на низком уровне.

Анализ «Профиля» через 6 мес. выявил следующие результаты: отмечался рост оценки некоторых показателей. Показатели шкалы «Коммуникативность» имеют самые высокие значения: большинство детей стали более открыты для контактов со взрослыми.

Таким образом, методика «Карта наблюдений» и создание на её основе психолого-педагогического профиля позволяют осуществлять контроль над общим состоянием ребёнка в специально созданных для него педагогических условиях.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: