Значение игры для развития младшего школьника

Психологи отмечают большую роль игры в развитии познавательной активности и формировании учебно-познавательных интересов человека на протяжении всех этапов его жизни. Можно сказать, что «игре все возрасты покорны». Однако дидактические игры первоклассников должны отличаться от игр детей более старшего возраста не только содержанием, но и видом.

Игра стимулирует познавательный интерес и повышает мотивацию школьников к учению. Имитационное моделирование жизненных ситуа­ций в игре придает реальную значимость полученным знаниям, умениям, навыкам: их перенос в новые ситуации способствует процессу интеграции знаний и обогащению социального опыта школьника. Наиболее уместно использование игр в целях формирования экологической культуры школь­ников, а также при изучении тем по обеспечению безопасной жизнедея­тельности, здоровьесбережению. Учащиеся при этом приобретают опыт, схожий с опытом участия в реальной жизни.

В игре формируется творческое мышление ребенка, развивается уме­ние творчески решать задачи. Этому способствует символический характер игры, в результате чего ребенок раскрепощается, не боится делать ошибки.

Мотивационный потенциал игры обеспечивает удовлетворенность школьников учебным процессом и формирует положительное отноше­ние к обучению. Удовлетворение и удовольствие от процесса обучения и результатов своей деятельности помогают решить многие психологиче­ские проблемы, характерные для детей того или иного возраста. Помогает в этом и эмоциональный фон игры.

Школьник удовлетворяет в игре свои потребности в коммуникации. Коллективная деятельность предоставляет прекрасную возможность для общения, в ходе которого дети обращаются друг к другу, получают и ока­зывают помощь, обмениваются информацией. На протяжении обучения в I—IV классах ребенок, постепенно вовлекаясь в игровую деятельность, совершенствует свои коммуникативные умения. Если на начальных этапах некоторых участников игры привлекает возможность совместной деятель­ности для удовлетворения потребности в общении, то по мере включения в интересную работу привлекательным становится содержание игры.

Совместный труд создает фон для формирования самооценки. Коллек­тивные игры направлены на развитие интеллектуальных и поведенческих навыков, коммуникативных качеств личности, умения работать в группе. Игра влияет не только на формирование коллектива, но и предоставляет возможность для его изучения.

Игра способствует творческому усвоению многих организационных, практических и интеллектуальных умений, необходимых для общего раз­вития школьника. Участие в игре помогает ребенку осознавать цели дея­тельности и планировать последовательность выполнения. В игре ребенок принимает роли ведущего и участника, учится воспринимать и строить суждения из нескольких высказываний, проигрывать в уме варианты реше­ний, рефлексировать над способами своей деятельности.

Таким образом, игру можно назвать универсальным средством обучения, которое формирует и развивает все виды У УД.

В условиях реализации системно-деятельностного подхода роль игры в обучении предмету «Окружающий мир» оказывается значительной. Практика массовой школы и анализ научно-методической литературы показывают, что учителя часто прибегают к игре в процессе преподавания предмета. Однако в основном используются занимательные элементы игры, которые способствуют повторению и закреплению знаний. Безусловно, проведение таких игр необходимо, но можно более широко применять ролевые игры в обсуждения реальных проблемных ситуаций с элементами дискуссии.

Преградой на пути внедрения игры в учебный процесс нередко становятся организационные сложности: трудности формирования групп, разработки дидактических материалов, особых средств обучения, атрибутики. В педагогических журналах и Интернете можно найти сценарии — однако начинающие учителя не всегда владеют навыками адаптации пред­ложенных методических рекомендаций к условиям обучения конкретного класса. Знание классификации игр позволит научиться конструировать игры с учетом реальных условий обучения (УМК, уровень сформированности умений работать в коллективе и пр.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: