Ролевая игра
Это наиболее эффективный вид дидактической игры, характеризующейся наличием задачи (задания), решение которой предполагает работу различных «экспертов». Для этого между участниками происходит распределение ролей. Организация данного вида игры предполагает разделение класса на группы, внутри которых происходит принятие ролей и соответствующих им ролевых функций. Не исключен и другой вариант: деление всего класса на группы с единой ролевой функцией, например группа экологов, ботаников, залогов, географов, депутатов, местных жителей и пр. Это делает игру более эмоциональной.
3.4. Подготовка и проведение игр.
Алгоритм проведения игры включает три этапа: подготовительный собственно игровой, заключительный. Примерная последовательное действий учителя и учащихся на подготовительном этапе может быть следующей:
определение целей игры —> определение места игры в системе уроков —> составление сценария —> разработка и подготовка материалов для игры —> составление методических указаний и правил по проведению игры —> теоретическая и организационная подготовка учащихся —> формирование групп (при необходимости) -» инструктаж -> выбор режима игры.
На подготовительном этапе прежде всего необходимо определить дидактическую цель игры. Педагог должен иметь в виду, что игру можно проводить для изучения нового материала или его закрепления и обобщения, а также для повышения мотивации учебной деятельности в начале изучения новой темы или раздела. Однако игру нельзя проводить, если у учащихся не сформирован достаточный объем опорных знаний и умений по соответствующей теме, если учитель и ученики психологически не готовы к проведению урока в форме игры, если у школьников отсутствуют навыки самостоятельной работы. Нельзя также превращать дидактическую игру в развлечение.
В ходе подготовки необходимо изучить УМК и иные дидактические материалы, с тем чтобы приступить к разработке содержания игры, в основе которого, как правило, лежит проблемная ситуация или сюжет. Важно учесть, что на данном этапе появляется возможность привлечения школьников к подготовке игры, что позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Одновременно педагог должен определить, какой вид игры целесообразнее использовать для реализации задуманного содержания. Выбор может быть продиктован целями и содержанием игры, особенностями ученического коллектива, наличием необходимых для проведения игры материалов.
Следующим шагом является создание дидактического комплекса игры, состоящего из различных методических материалов, заданий, рекомендаций для участников игры, правил, атрибутики. Эффективность и привлекательность игры окажется выше, если использовать современные аудиовизуальные средства, мультимедийные презентации.
Перед началом игры учитель обязательно проводит теоретическую, практическую и организационную подготовку школьников. Теоретическая подготовка может включать повторение основных понятий и идей. Практический аспект подразумевает подготовку к осуществлению намеченных работ, в том числе с использованием ИКТ. Организационная подготовка предусматривает ознакомление учащихся с перспективой работы в группах (командах), а также с правилами игры.
На подготовительном этапе учитель формирует группы участников игры. Прежде всего с учетом особенностей детей необходимо определить количественный состав групп. Учитель начальных классов обычно хорошо знает своих учеников, поэтому трудностей в формировании групп не возникает. При распределении ролей в группе можно положиться на самостоятельный выбор учащимися своего руководителя. В случае проведения ролевой игры целесообразно иметь руководителей в каждой группе.
Второй этап — собственно игра. Его рекомендуется начинать с так называемого ввода в игру, подразумевая под этим вступительную часть, цель которой заключается в реализации двух функций — инструктивной и эмоциональной «подзарядки» школьников. Главное условие успешного проведения игры — создание особой атмосферы в классе; такой эмоциональной обстановки, которая подчеркивала бы нестандартность урока игры. В одном случае уместно создавать атмосферу романтики, необычности урока, в другом — деловую обстановку. Успешность игры определяется результативностью данного этапа, степенью его эмоционального воздействия на учеников. Помимо словесного компонента для создания эмоционального фона имеет значение атрибутика игры.
Инструкция предполагает знакомство учащихся с правилами игры, ее регламентом, режимом. На данной стадии следует учитывать определенные правила.
1. Строго ограничивать учащихся во времени, отведенном на выполнение задания. Известно, что если этого не происходит, то на выполнение задания затрачивается времени в три-четыре раза больше, хотя уровень знаний снижается. При ограничении во времени, напротив, резко возрастает сосредоточенность учащихся на выполняемой работе и, таким образом, повышается ее эффективность.
2. Соблюдать необходимый уровень дисциплины. В основном это пре вило касается проведения игр в среднем звене школы.
Следующая стадия — выполнение заданий. Вид игры, ее конструктивна характеристики детерминируют особенности организации познавательной деятельности школьников.