Классификация и характеристика игр

Изучение классификации игр значимо для учителя, поскольку позволяет наметить пути к проектированию игры, отражает технологически; аспекты ее применения. Между тем единой классификации игр не выработано, так как для своей типологии исследователи используют различные критерии, в том числе признаки игровой деятельности: характер ведущих действий, сюжета, ролей и правил. П. И. Пидкасистый, например, делит игры на два основных типа — естественные и искусственные.

Рис. Классификация игр (П. И. Пидкасистый)

Е. Э. Селецкая предложила классификацию игр, в основание которой положен характер познавательной деятельности школьника. По данному критерию выделяются игры репродуктивные, частично-поисковые, поис­ковые, творческие.

В зарубежной методической литературе получила признание классифи­кация, предложенная американскими исследователями игрового обучения Д. Крикшенком и Р. Тельфером. Она позволяет увидеть конструктивные особенности каждого вида игр: кейс (анализ конкретной ситуации), ролевая игра, игровое проектирование.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание эле­ментов игры и учения во многом зависят от понимания преподавателем функций и классификации педагогических игр. При изучении предмета «Окружающий мир» наиболее целесообразно использовать дидактические игры разного вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные, творческие сюжетно-ролевые (драматизации, игры-сказки), игры-путеше­ствия.

Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии, соот­ветствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким обра­зом знакомиться со свойствами, величиной, цветом предметов. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия. При ознакомлении детей с природой в подобных играх учителя исполь­зуют природный материал (семена растений, листья, камешки, разнообраз­ные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.), что вызывает у детей живой интерес к природе и активное желание играть. Примеры игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей при озна­комлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: лото, домино, парные картинки. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать логику, внимание, учиться моделировать схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. К сожалению, для предмета «Окружающий мир» разработано мало подобных игр.

Словесные игры построены исключительно на словах и действиях участников. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия предметов и явлений при­роды.

Творческие сюжетно-ролевые игры стимулируют творческую актив­ность школьников. Этому способствует развертывание игры с включе­нием в нее различных ролей, что активизирует фантазию, воображение детей, побуждает их придумывать новые неожиданные повороты сюжета, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие различных персонажей. Игры данного типа чаще всего используется при проведении праздников, например «В гостях у осеняй «Праздник урожая» и пр.

Сюжетно-интеллектуальные игры имеют обязательные элементы: отражение содержания учебного материала; выделение задач игры; наличие правил; действия играющих; подведение итогов; конечный результат игры. Главными преимуществами подобных игр являются их универсальность, короткий период подготовки, возможность задействовать большое число обучающихся. Такие игры можно использовать в качестве активной формы контроля педагогом и самоконтроля обучающимся.

Новый пласт игровой культуры современных детей — компьютерный игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: