Период младенчества. Условия развития младенца

§ 2. Период младенчества. Условия развития младенца.

Младенец и взрослый

Жизнь младенца зависит от ухаживающих за ним взрослых, которые непосредственно удовлетворяют все его основные потребности. Мать кормит ребенка, переворачивает его с одной стороны на другую, купает его, протирает ему глазки, заворачивает в одеяло, надевает рубашонку и т. п.

Таким образом, взрослый, перемещая ребенка в пространстве, тем самым обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, термические, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка с действительностью осуществляется здесь непосредственно через взрослого: он подносит к глазам ребенка разнообразные предметы для рассматривания, стучит погремушкой, впервые кладет в ручку ребенка предмет для хватания; при помощи взрослого ребенок начинает сидеть, а затем делает попытку стоять и ходить. Деятельность ребенка переплетена с деятельностью взрослого настолько тесно, что первая невозможна без второй. Нет почти ни одной потребности, которую ребенок мог бы удовлетворить минуя взрослого, не через взрослого.

В статье Л. С. Выготского «Младенческий возраст»1 мы находим такую характеристику социальной ситуации развития младенца: «Эта зависимость младенца от взрослых создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности (и к самому себе), выражающийся в том, что эти отношения всегда оказываются опосредованными через других, всегда преломляются через призму отношений с другим человеком. Таким образом, отношение ребенка к действительности оказывается

с самого начала социальным отношением (разрядка наша. — Д. Э.). В этом смысле младенца можно назвать максимально социальным существом. Всякое, даже наипростейшее отношение ребенка к внешнему миру оказывается всегда отношением, преломленным через отношение к другому человеку. Вся жизнь младенца организована таким образом, что во всякой его ситуации зримо или незримо присутствует другой человек. Это можно было бы выразить, сказавши, что всякое отношение ребенка к вещам есть отношение, осуществляемое с помощью или через другого человека».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что взрослый постепенно начинает выступать перед ребенком как центральный элемент окружающей действительности, как центр всякой ситуации по удовлетворению любого устремления. Младенец является существом, отделенным от матери физически, но связанным с ней социально.

С. Фаянс [236] предлагала младенцам привлекательную игрушку сначала на близком расстоянии — 9 см, и ребенок тянулся к ней немедленно; затем она постепенно отодвигала игрушку на 60 см, при этом реакция ребенка ослабевала, и, наконец, на 100 см — и ребенок окончательно переставал тянуться к игрушке. Когда же рядом с игрушкой, находившейся в наибольшем отдалении от ребенка и, казалось, уже совершенно не привлекавшей его, становился взрослый, она вновь вызывала живую реакцию: ребенок вновь тянулся к ней, выказывая такое же живейшее желание ее достать, как и тогда, когда игрушка находилась вблизи от него.

Эти факты свидетельствуют о том, что взрослый как бы оживляет ситуацию, в которой действует младенец. При этом окружающие предметы становятся максимально притягательными, что направляет и актуализирует ориентировочно-исследовательское поведение ребенка.

А. В. Ярмоленко [231] специально изучала сравнительную привлекательность различных предметов и человека для младенцев первого полугодия жизни. Полученные ею данные представлены в табл. 2.

Как показывают данные, приводимые в таблице, уже в первом полугодии жизни ребенок все более и более выделяет взрослого человека из других предметов. В то время как длительность сосредоточения на неподвижном зрительном раздражителе возрастает, по средним данным, с 26 до 37 с, сосредоточение на неподвижном человеке возрастает с 34 до 111 с, т. е. в 3 раза; сосредоточение на движущемся зрительном раздражителе возрастает с 41 до 78 с, а на двигающемся человеке — с 49 до 186 с, т. е. почти в 4 раза.

Однако дело не только в том, что ребенок более устойчиво фиксирует свое внимание на человеке по сравнению с другими предметами, но и в изменении отношения ребенка к взрослому, в смене пассивного рецептивного контакта с ним на активный.

Таблица 2

Время внимания ребенка к различным объектам (в с)
(по данным А. В. Ярмоленко)

Ме­сяц

Вре­мя

Пред­ме­ты

Че­ло­век

зри­тель­ные

слу­хо­вые

не­под­виж­ные дви­гаю­щие­ся не­под­виж­ные пе­ре­ме­щаю­щие­ся не­под­виж­ный дви­гаю­щий­ся не­под­виж­ный + звук дви­гаю­щий­ся + звук

4-й

Сред­нее                
Мак­си­маль­ное                

5-й

Сред­нее                
Мак­си­маль­ное                

6-й

Сред­нее                
Мак­си­маль­ное                

А. Валлон [244] отмечает нарастание социальных реакций ребенка на протяжении первого года его жизни. Он указывает, что со второго полугодия начинается период, когда реакции по отношению к другим людям достигают максимальной частоты. На шестом месяце среди прочих реакций простая фиксация (без дополнительных жестов) лиц других людей занимает 50%; на седьмом же месяце число таких реакций снижается до 26%, в то время как число реакций с жестами по отношению к другому человеку возрастает на 41%.

Между седьмым и двенадцатым месяцами жесты, направленные на других людей, встречаются в 4 раза чаще, чем в первое полугодие, и превосходят на одну треть число жестов, имеющихся у детей на втором году жизни. По выражению А. Валлона, это период «невоздержанной» общительности ребенка.

В исследовании М. Ю. Кистяковской [87] специально изучалось усложнение взаимоотношений ребенка и взрослого на первом году жизни. Уже в возрасте от 3 до 6 мес. возникает избирательное отношение к взрослым. Трехмесячный ребенок выделяет свою мать из окружающего, а шестимесячный начинает отличать чужих от своих. В то время как 3—4-месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого, 5—6-месячные дети, если к ним подойдет и начнет говорить чужой человек, вместо того чтобы сразу улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем либо улыбаются, либо отворачиваются, а иногда могут и громко расплакаться. Вместе с тем нарастает привязанность детей к ухаживающим за ними взрослым. Ребенок этого возраста

при виде матери или няни приходит в радостное состояние, выражаемое более ясно, чем на начальных этапах возникновения этого состояния.

Во втором полугодии привязанность к близким взрослым продолжает нарастать. Ребенок может уже наблюдать за детьми и взрослыми, находящимися в поле его зрения. Приблизительно с 8—9 мес. возникают первые игры ребенка со взрослыми. Радость и оживление, вызываемые этими играми, вначале связаны с участием в них взрослого, и только со временем ребенку начинает доставлять удовольствие сама игра. В последние месяцы первого года жизни дети не только внимательно следят за взрослыми, когда те заняты своей обычной работой, но постепенно обращаются к ним за участием и помощью.

Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова [200], подробно изучавшие развитие ребенка на первом году жизни, особо подчеркивают роль связи ребенка со взрослыми для всего его развития в этот период. До года улыбка появляется у ребенка почти исключительно на человеческое лицо или голос. Звуки гуления легче всего вызываются теми же воздействиями.

Поворачивание на звук прежде всего возникает на человеческий голос, потом уже на другие звуки. Крик («испуг») на зрительные воздействия впервые появляется при дифференцировании человеческого лица (знакомого) от близкого к нему раздражителя (чужой человек или маска). Подражает ребенок только человеку. Короче говоря, целый ряд реакций ребенка впервые образуется на человека, его лицо и голос, а в дальнейшем этими раздражителями легче и чаще вызывается.

Многочисленные исследования отношений ребенка и взрослого на первом году жизни (Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова [200], М. Ю. Кистяковская [87], А. Валлон [244], С. Фаянс [236], Ш. Бюлер [234], Ф. И. Фрадкина [204] и др.) показывают, что в этот период устанавливается наиболее тесная связь ребенка с ухаживающими за ним взрослыми, что взрослые становятся центральным моментом любой ситуации, в которую попадает ребенок, что связь эта на протяжении младенчества не ослабляется, а, наоборот, усиливается и приобретает новые, более активные формы.

Возникающая и все более оформляющаяся потребность ребенка в активном контакте со взрослыми сочетается в этот период со специфическими формами общения доречевого типа. На протяжении всего первого года жизни нарастает своеобразное противоречие между этой, все более углубляющейся потребностью и ограниченными возможностями доречевого общения. Это противоречие находит свое разрешение в возникновении специфически человеческих, речевых форм общения, которое знаменует переход к новому этапу жизни и развития ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: