Задания XXХ Всероссийской олимпиады по русскому языку для 2 класса «Рыжий Котёнок» |
«Сейчас без языка нельзя. Пропадёшь сразу: или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног», - рассуждал кот Матроскин, с интересом изучавший правила русского языка. Он так увлёкся повышением грамотности, что его примеру последовали и Шарик, и дядя Фёдор, и галчонок Хватайка, и даже почтальон Печкин. Попробуй вместе с простоквашинцами выполнить занимательные лингвистические задания, которые, как оказывается, в насыщенной деревенской жизни встречаются на каждом шагу.
1. Как-то вечером дядя Фёдор предложил Шарику с Матроскиным поиграть в слова. Он загадывал пару слов, различающихся всего одной буквой, а Шарик с Матроскиным должны были отгадать эти слова. Какие три пары загаданных слов они назвали?
С третьей буквой алфавита
Я больных лечу.
А с четвёртой
Я весною прилечу.
С буквой М сладка,
С буквой К горька.
Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я с Т, на мне плывут.
|
|
2. Осенью пришла пора собирать урожай. Шарик с Матроскиным взяли по корзине и отправились на огород. Матроскин собирал овощи, названия которых начинались со звонких согласных, а Шарик – овощи, названия которых начинались с глухих согласных. Как распределился урожай по корзинам?
а) морковь
б) картофель
в) репа
г) лук
д) чеснок
е) свёкла
ж) тыква
з) баклажан
3. Шарик придумал интересное занятие: рисовать изографы (картинки из букв). Рассмотри изограф и напиши слово, которое спряталось на картинке.
4. «По квитанции корова рыжая одна! Сдавать её будем одну, чтобы не нарушать отчётности!» - горячился кот Матроскин. Дядя Фёдор, стараясь примирить горячо споривших Шарика и Матроскина, показал им другой документ и, хитро прищурившись, спросил, сколько там записано слов. Расставь все варианты ударения (например, за́мки, замки́) и подскажи спорщикам правильный ответ.
Хлопок, мука, клещи, козлы.
5. Трактор Митя тарахтел радостно и вовсю работал колёсами. Всё, что встречалось ему на пути, он приветствовал разными звуками. Увидит реку – протрубит: «Р,-р,-р,!» Утки попадутся - гудит во всё горло: «Уу-уу-уу!» Какой звук издаст Митя, когда увидит яблони? (Напиши первый звук слова).
6. «Откуда Вы столько пословиц знаете?» - поинтересовалась мама дяди Фёдора у кота, который оказался весьма интересным собеседником. «Я у профессора одного жил, а он фольклор изучал. Вот и запомнил», - с важным видом объяснил Матроскин. Продолжи любимые пословицы кота Матроскина.
Азбука – к мудрости …
Речь вести – не … плести.
С глупой речью сиди за …
Хорошая речь лучше …
|
|
7. Галчонок Хватайка важно вышагивал по подоконнику и учился говорить. Какое из сказанных им слов оказалось многозначным?
8. Матроскин объяснял телёнку, что слова тоже образуют семьи и имеют родственников. «Гаврюша, - сказал он. – Назови слова, родственные слову нос». Какое слово Гаврюша назвал неверно?
9. Дядя Фёдор, хотя и не подавал виду, очень скучал по родителям, беспокоился, как они без него. «А Вы напишите своим родителям письмо, а мы его почтой отправим», - посоветовал почтальон Печкин. Проверь, что написал дядя Фёдор, а слова, где он ошибся, запиши правильно.
10. «Вам посылка! – радостно объявил почтальон Печкин дяде Фёдору, Шарику и Матроскину. – Только я вам её не отдам!» «Это ещё почему?» - возмутился кот. «Назовите, что там!» - ответил Печкин. Реши грамматический пример и узнай, что было в посылке.
К последнему слогу из слова «река» добавить слово «кран» без первой буквы, затем слово, выражающее согласие при ответе, и ударный слог из слова «шило».