Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Семинар. 27.11.2012

Ребёнок-учитель, ребёнок-родитель, ребёнок-сверстники, — соц. ситуация развития.

Сначала почти все школы проводили экзамены и набор детей, затем это запретили. Два года назад приём в школу в порядке живой очереди. Сейчас по месту жительства. Кроме школ федерального подчинения.

Ребёнок пытается занять значимое место в системе отношений.

Мотив у ребёнка часто выступает внешним, а не внутренним. Ребёнок хочет занять какое-то место, но может не хотеть учиться.

ССР: ребёнок — общественный взрослый, ребёнок — сверстники. От мнения сверстников начинают зависеть многие вещи, моменты обучения, мода и т.д.

Сверстник для младшего школьника является другом, эталон.

Сверстники могут принимать ребёнка, могут отвергать. От того, какую позицию займёт ребёнок в коллективе, будут зависеть многие вещи, влияющие на его обучение в школе.

Часто мнение сверстников зависит от мнения учителя в начальной школе. Если учитель негативно отзывается, одноклассники могут усугублять ситуацию.

Мотив учебной деятельности: усвоение знаний, познание.

Ребёнок вступает в учебную деятельность, предметом учебной деятельности является сам ребёнок, т.е. в процессе учебной деятельности должен измениться он сам.

Учебная деятельность не дана в готовом виде. Этой учебной деятельностью ребёнок должен овладеть. Задача начальной школы — научиться учиться. Ребёнок должен стать субъектом учебной деятельности, эта деятельность должна быть присвоена, интериоризирована.

Учебные действия, операции, контроль и оценка, мотив, задача.

Когда ребёнок приходит в школу, мотив у него внешний. Учебную задачу ставит учитель. Учебные действия выполняет ребёнок, подражаю учителю. Действие контроля — родитель, учитель. Действия оценки — учитель. Т.е. учебная деятельность принадлежит взрослому, а должна — ребёнку.

Получается, что нужно, чтобы все элементы учебной деятельности должны принадлежать ребёнку.

Оценка должна показывать, какие изменения произошли в процессе обучения, т.е. ребёнок должен сравниваться с самим собой. В нашей школе не так (либо с нормой, либо с другими).

Мнения педагогов разняться относительно того, ставить ли оценки в первом классе.

Оценивать что-то надо и как-то, иначе у ребёнка они не интериоризируются, т.к. их нет. С другой стороны, оценка должна быть другой.

Оценка должна быть качественной. Очень важно, чтобы эта оценка была чёткой: за что поставлена, обоснована для ребёнка, исходить из принятых критериев.

Проблема оценками в школе заключается в том, что иногда ставится оценка за поведение.

Прилежание — старательность в учебной деятельности.

Педагог должен выработать у ребёнка критерий, по которому ребёнок сам может оценить успешность своего продвижения в учебном материале.

Обучение бывает продуктивным (творческим) и треактивным (пересказ и т.п.)

Продуктивное обучение. Ребёнок сам ставит задачу, разрабатывает план выполнения, воспроизведение и оценка того, как у него это получилось. Ребёнок здесь выступает субъектом учебной деятельности.

Если ребёнка не научили учиться в начальной школе, эта проблема не исчезает и дальше.

У многих детей не сформирована учебная деятельность.

Задача в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно выполнять учебные действия.

Операция планирования и контроля. Ребёнок должен научиться планировать действия.

Чтобы ребёнок хотел получить в процессе освоения той или иной темы?

Проблема дифференцированного подхода к учащимся.

Центральная линия развития — развитие мышления.

Мышление конкретное, но становится абстрактным. Преобладают в первом классе наглядно-образное, затем переход к словесно-логическому. В подростковом возрасте абстрактно-логическое.

Развитие мышления определяет развитие других психических функций: они становятся опосредованными. Начинает развиваться произвольность, функции интериоризируются. Воображение, память, внимание. Продуктивное воображение.

Новообразование младшего школьного возраста — рефлексия. Ребёнок начинает понимать, оценивать.

Статьи Выготского «Проблемы умственной отсталости», «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: