Семинар. 27.11.2012
Ребёнок-учитель, ребёнок-родитель, ребёнок-сверстники, — соц. ситуация развития.
Сначала почти все школы проводили экзамены и набор детей, затем это запретили. Два года назад приём в школу в порядке живой очереди. Сейчас по месту жительства. Кроме школ федерального подчинения.
Ребёнок пытается занять значимое место в системе отношений.
Мотив у ребёнка часто выступает внешним, а не внутренним. Ребёнок хочет занять какое-то место, но может не хотеть учиться.
ССР: ребёнок — общественный взрослый, ребёнок — сверстники. От мнения сверстников начинают зависеть многие вещи, моменты обучения, мода и т.д.
Сверстник для младшего школьника является другом, эталон.
Сверстники могут принимать ребёнка, могут отвергать. От того, какую позицию займёт ребёнок в коллективе, будут зависеть многие вещи, влияющие на его обучение в школе.
Часто мнение сверстников зависит от мнения учителя в начальной школе. Если учитель негативно отзывается, одноклассники могут усугублять ситуацию.
|
|
Мотив учебной деятельности: усвоение знаний, познание.
Ребёнок вступает в учебную деятельность, предметом учебной деятельности является сам ребёнок, т.е. в процессе учебной деятельности должен измениться он сам.
Учебная деятельность не дана в готовом виде. Этой учебной деятельностью ребёнок должен овладеть. Задача начальной школы — научиться учиться. Ребёнок должен стать субъектом учебной деятельности, эта деятельность должна быть присвоена, интериоризирована.
Учебные действия, операции, контроль и оценка, мотив, задача.
Когда ребёнок приходит в школу, мотив у него внешний. Учебную задачу ставит учитель. Учебные действия выполняет ребёнок, подражаю учителю. Действие контроля — родитель, учитель. Действия оценки — учитель. Т.е. учебная деятельность принадлежит взрослому, а должна — ребёнку.
Получается, что нужно, чтобы все элементы учебной деятельности должны принадлежать ребёнку.
Оценка должна показывать, какие изменения произошли в процессе обучения, т.е. ребёнок должен сравниваться с самим собой. В нашей школе не так (либо с нормой, либо с другими).
Мнения педагогов разняться относительно того, ставить ли оценки в первом классе.
Оценивать что-то надо и как-то, иначе у ребёнка они не интериоризируются, т.к. их нет. С другой стороны, оценка должна быть другой.
Оценка должна быть качественной. Очень важно, чтобы эта оценка была чёткой: за что поставлена, обоснована для ребёнка, исходить из принятых критериев.
Проблема оценками в школе заключается в том, что иногда ставится оценка за поведение.
Прилежание — старательность в учебной деятельности.
|
|
Педагог должен выработать у ребёнка критерий, по которому ребёнок сам может оценить успешность своего продвижения в учебном материале.
Обучение бывает продуктивным (творческим) и треактивным (пересказ и т.п.)
Продуктивное обучение. Ребёнок сам ставит задачу, разрабатывает план выполнения, воспроизведение и оценка того, как у него это получилось. Ребёнок здесь выступает субъектом учебной деятельности.
Если ребёнка не научили учиться в начальной школе, эта проблема не исчезает и дальше.
У многих детей не сформирована учебная деятельность.
Задача в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно выполнять учебные действия.
Операция планирования и контроля. Ребёнок должен научиться планировать действия.
Чтобы ребёнок хотел получить в процессе освоения той или иной темы?
Проблема дифференцированного подхода к учащимся.
Центральная линия развития — развитие мышления.
Мышление конкретное, но становится абстрактным. Преобладают в первом классе наглядно-образное, затем переход к словесно-логическому. В подростковом возрасте абстрактно-логическое.
Развитие мышления определяет развитие других психических функций: они становятся опосредованными. Начинает развиваться произвольность, функции интериоризируются. Воображение, память, внимание. Продуктивное воображение.
Новообразование младшего школьного возраста — рефлексия. Ребёнок начинает понимать, оценивать.
Статьи Выготского «Проблемы умственной отсталости», «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте».