Кризис новорожденности. Содержание развития ребёнка в каждом возрасте

Содержание развития ребёнка в каждом возрасте

Схема:

1. социальная ситуация развития — специфическая в каждом возрасте своя система отношений между ребёнком и взрослым;

2. задача развития — противоречие, заключённое в ССР;

3. ВТД — тип деятельности, в котором решается задача развития, формируются основные психологические новообразования возраста;

4. новообразования возраста.

Все психологические возраста будем анализировать по этой схеме, соответствующей структуре возраста.

В каждом возрасте есть стабильные и критические возраста.

Кризис всегда связан с необходимостью построения новой ССР.

Кризис новорожденности. 0-2 месяца  
Кризис 1 года.  
Кризис 3 лет.  
Кризис 7 лет.  
   

Кризис новорожденности — переход*беспомощность. У новорожденного нет ни одной, готовой функционировать, формы поведения. →

Социальная ситуация развития. Вне взаимодействии со взрослым жизнь ребёнка была бы невозможна. Жизнь идёт от социального к индивидуальному.

Проблема беспомощности. Были сделаны попытки охарактеризовать это состояние.

Зоолог Портман говорил, что животных можно разделить на две группы: зрелорождающиеся (способны следовать за своими развития, готовы функционировать органы восприятия) и незрелорождающиеся (животные, которые появляются на свет с закрытыми глазами и закрытым слуховым проходом). Человеческий ребёнок — вторичный незрелорождающийся, он рождается с функционирующими органами, но не способен к самостоятельному передвижению.

Исполнительная часть действия ребёнка строится на основе ориентировки. Сенсорные процессы развиваются раньше, чем двигательная сфера. Двиг. сфера развивается на основе ориентировки.

Хасенштайн отметил, что Портман не учитывает животных, живущих на деревьях, животных, перемещающихся вместе с матерью. Человеческого ребёнка Хасенштайн называет «бывшим несёнышем».

П.Я. Гальперин, есть ли инстинкты у человека? От этого зависит способ обучения ребёнка. Этот вопрос связан с проблемой беспомощности.

У человеческого ребёнка инстинктов нет. Они отмирают в процессе антропогенеза. Как это доказать? Статья «К вопросу об инстинктах у человека».

Есть двигательная теория инстинктов Жака Фабра. Он занимался изучением насекомых. Инстинкты — врождённые, одинаковые у всех представителей вида, не требующие обучения, стереотипные и целесообразные формы поведения. Были получены экспериментально факты, доказывающие, что эта теория себя не оправдывает.

Этологическая теория. Инстинктивное поведение всегда связано с наличием потребностей. Если потребность находится в состоянии напряжения, то осуществляется поведение. В потребность включена схема поведения, реакции. Ещё в структуре потребности есть механизм «заслонка». Внешний раздражитель оказывает воздействие на эту «заслонку». Если она устраняется, то поведение осуществляется.

Гальперин создал новую концепцию, соответствующую принципам КИК.
Сенсорная теория инстинктов.

Потребность входит в структуру инстинкта, но не только. Она входит и в структуру интеллектуального поведения и других. Это существенная, но не специфическая характеристика инстинкта.

Инстанция специфической чувствительности свойства объекта, которая удовлетворяет потребность. Если потребность в состояние напряжения, то эта инстанция восприимчива к раздражителю. Свойства безусловного раздражителя: запах, цвет и т.д.

Специфическая чувствительность — чувствительность по отношению к абиотическим свойствам объекта.

Объект, по отношению к которому есть потребность, сначала должен быть найден. Т.е. возникает поисковое поведение. Затем по отношению к объекту осуществляется специфическое поведение.

Поведение животных характеризуется прямым отношением субъекта к объекту, удовлетворяющему потребность.

В процессе антропогенеза (становления человека) между организмом и объектом, удовлетворяющим потребность, возникла промежуточная среда: общественные способы удовлетворения потребностей, общественные оценки. → Систематическое торможение связи между потребностью и инстанцией специфической чувствительности. → Потребность превращается в общественную потребность. Наше отношение к миру определяется системой культуры, что делает невозможным инстинктивное отношение к объекту, удовлетворяющим потребность. Поэтому инстинкт не совместим с человеческой культурой.

Выготский: обучение — присвоение норм, оно влечёт за собой развитие; Пиаже: развитие влечёт за собой обучение.

Д.з.

1. что такое развитие по Выготскому и Пиаже? Можно сравнительную таблицу

2. Объяснить, почему Выготский: обучение — присвоение норм, оно влечёт за собой развитие; Пиаже: развитие влечёт за собой обучение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: