Оценки численности рабов. Революция. Рождение демократии

Революция. Рождение демократии

Военно-колониальная экспансия

Сравнительная скудость природных ресурсов и ограниченность территории вынуждала эллинские племена к выводу избыточного населения. Случалось, что освоение новых территорий не вызывало конфликтов с местными жителями.

Геродот в своей Истории упоминает о греческой колонии в Египте, которая пользовалась любовью фараона.[123] Однако не будем обманываться: у воинственных и хорошо вооруженных греков было, чем подкрепить эту любовь, ведь еще до того они успели оставить свой след.

Геродот о колонизации:

«...ионийцы и карийцы во время разбойнических странствований по морю занесены были в Египет. Они высадились на сушу в медных доспехах, о чем какой-то египтянин, пришедший в болото, и дал знать Псамметиху; никогда раньше он не видел людей в медном вооружении и потому сообщал теперь, что с моря явились медные люди и опустошают равнину».[124]

Большей частью колонизация осуществлялась военным путем. Функция колоний состоит не только в устройстве избыточного населения, но и в снабжении хлебом метрополии. Последнее же обстоятельство означает, что хлеб уже не мог доставаться тем, кто засевал его раньше. Но этого можно было добиться только силой. Словом, только оружие давало возможность утвердиться на новых землях.

Отнюдь не мирный характер освоения новых территорий означает, что сами земли были вовсе не единственной наградой воинственных колонистов,— рабы, огромные количества обращаемых в неволю хозяев аннексированного края стали дополнительным призом военной экспансии.

Именно этот приз и открыл новую, может быть, самую яркую, главу мировой истории. Больше того, на два с лишним тысячелетия определил основной ее вектор.

Авторский взгляд:

Два события в истории рабовладения радикально изменили мир. Одно из них — переход от патриархального долгового к эксплуатации этнически чуждых военнопленных. Второе — преодоление критического предела численности рабов.

А кстати, сколько всего рабов было в древнем мире?

Скажем сразу: точный ответ неизвестен; все, что мы можем, это делать те или иные предположения. Однако попытки определения существуют, и какие-то цифры приводятся. Источники расходятся в оценках, минимальные величины составляют двадцать пять процентов от общей численности населения, максимальные восходят к пятидесяти, а иногда и к семидесяти пяти.

Например, греческий автор Афиней (II в.), ссылаясь на писателя III в. до н. э. Ктесикла, сообщает, что, согласно переписи 309 до н. э., в Афинах было 400 тысяч рабов на 21 тысячу граждан и 100 тысяч метеков. Еще большие значения приводятся для Эгины (470 тыс.) и Коринфа 460). Впрочем, по общему мнению ученых, эти цифры сильно преувеличены.

Французский историк XIX века А. Валлон считал, что соотношение рабов и свободных в Италии II— I вв. до н. э. было 1:1, то есть 50% рабов и 50% свободных. Немецкий историк конца XIX начала XX в. Ю. Белох определял его как 3:5 (37, 5% рабов, 62,5% свободных); другой немецкий историк XX в. У. Вестерман полагал, что взаимоотношение между свободными и рабами 1:2 (33% рабов и 67% свободных). Схожие цифры принимаются и для Греции.

Валлон определяет суммарную численность рабов в Аттике около 206 тыс. человек, из них примерно 175 — годных к ношению оружия. Численность свободных, включая метеков, — порядка 110 тысяч. Таким образом, здесь соотношение составит примерно 1:2 в пользу рабов.

Современными исследователями в эти расчеты вносятся коррективы. Численность населения Афин около 430 года до н. э., то есть в самый расцвет великого города, принимается равной 230 тысяч человек (в том числе количество рабов по разным оценкам составляет от 70 до 120 тысяч). Население сельской Аттики, вероятно, несколько уступало в численности населению города, так что в целом можно принять величину около 400 тысяч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: