Зарождение КП

Краткая история КП: основные этапы

1. конец 19 в. — зарождение КП

2. начало 20 в. — становление предмета КП как области науки — доминирование психодиагностики (области именно детского развития)

3. 1930 гг. — продолжение развития КП в Западных странах и полная стагнация в России. «О педологических извращениях»

4. 1940-50 гг. – расширение предмета и задач КП — поворот к психологическому консультированию и психотерапии. Скачок развития КП в связи с ВОВ, в Америке гос. заказ на помощь ветеранам и т.п. В России психологи уехали на Урал, в т.ч. А.Р. Лурия. Лурия, работая с черепно-мозговыми травмами, смог создать свои теории, методы. Это была передышка для российских психологов.

5. 1960-70 гг. — становление КП как самостоятельной профессии. Психологи в России (в Америке уже) начали переходить к практике.

6. 1980-2000 гг. — рост влияния КП в медицине и образовании, усиление интегративных процессов.

Сейчас в Америке наиболее популярна КП, треть аспирантов занимаются КП.

Конец 19 в. — возникновение дифференциальной психодиагностики, первое применение психологических тестов (Кеттелл). Фрейд и Брейер, опираясь на опыт французских психиатров Шарко, Жане, Бернгейма, Льебо, закладывают основы теории неврозов в ходе изучения истерии: открытие экспериментально-психологических лабораторий при клиниках в Германии (Крепелин), во Франции (Жане), в России (Бехтерев, Корсаков, Чиж, Сикорский) в противовес академической интроспективной психологии; С.С. Корсаков основывает Московское психологическое общество и пытается создать кафедру психологии на мед. факультете Московского университета 1889.

Основные источники развития КП:

1. создание прогрессивными психиатрами психологических лабораторий с целью экспериментального изучения нарушенных в результате болезни психических функций

2. создание психологических тестов Гальтоном и Кеттелом, зарождение диф. психодиагностики

3. организация Л. Витмером первого консультативного психологического центра для детей с различными проблемами и зарождение психолого-педагогического консультирования

4. разработка психологической теории неврозов З. Фрейдом на основе опыта работы с больными истерией и зарождение психоаналитического метода лечения психических расстройств.

1 этап. В Америке в конце 19 века: структурализм Титченера, функционализм У. Джеймса. — Дух времени, психология общества. Структурализм быстро загнулся, а функционализм долго существовал. Функционализм зародился из-за переноса эволюционной теории Дарвина на общество: естеств. отбор, выживание сильнейшего; индивидуализм в Америке, борьба. Чарльз Спенсер (английский психолог, философ, хорошо принимали в США, не очень любили в Англии) идеи соц. дарвинизма: нельзя помогать слабым, нельзя помогать корпорациям, которые загибаются. Для Джеймса (страдал перемежающимися депрессиями) главным в психике были адаптация, выживание, здесь на первый план выходят функции психики (Каким образом она помогает выжить?)

Лайтнер Витмер — создатель первой психологической клиники (1896 г.)

Ввёл термины КП и клинический метод в психологии, заложил основы бригадного подхода, создал первый клинико-психологический журнал «Психологическая клиника».

2 этап. Становление клинической психологии, доминирование психодиагностики.

Появление шкалы Б. Симона. Дети с разными особенностями развития должны учиться по разным программам, чтобы получать образование. М. Принс начинает издание журнала «Абнормальная психология». К. Бирс книга «Разум, обретший себя» (1908). Г. Мюнстерберг издаёт книгу «Психотерапия» (1903) и противопоставляет понятию «психопатология» понятие «патопсихология», В. Шпехт «Патопсихологический журнал» (создан в 1912 году). Патопсихология — общее учение о психических расстройствах, основанное на? Психопатология —

Первая мировая война вызывает бурный интерес к возможностям тестирования при отборе в армию. Исследования военных травм, нарушения у солдат. Анкета личностных данных. 4 млн тестов на интеллект. В Вене создаётся первая психологическая консультация по воспитанию детей.

В России выходит работа Г.И. Россолимо «Психологические профили. Метод количественного исследования психологических процессов в нормальном и патологическом состоянии» (1910), публикуется «Атлас для экспериментально-психологического исследования личности» Ф.Г. Рыбакова (1910). Переводится зарубежная литература. Лазурский, Бехтерев. Л.С. Выготский исследует проблемы развития и нарушений мышления в области психиатрии и дефектологии, основывает патопсихологическую лабораторию на базе клиники С.С. Корсакова (ВИЭМ), лабораторию по психологии аномального детства, позже это экспериментально-дефектологический институт Наркомпросса.

3 этап. Продолжение развития КП в Западных странах и стагнация в России.

1930 гг. — в Америке клинические психологи наряду со своей основной функцией (тестированием интеллекта у детей) начинают разрабатывать проблемы личностной диагностики во взрослом возрасте; возникает бригадный подход; в Вене Морено развивает психодраму и вводит понятие групповой психотерапии; набирает силу и влияние психоанализ.

В России начинается период репрессий и стагнации психологической науки, постановление «О педологических извращения в системе наркомпроссов» (1936).

Б.В. Зейгарник — основательница московской школы КП. (Краткая биография.)

Павловская сессия — практически запрещение психиатрии. Заставляли описывать все психические нарушения на основе теории Павлова. Великие мыслители каялись за то, что не распознали буржуазный дух в некоторых теориях.

Дело еврейских врачей (1951). Яко бы они пытались совершить покушение на Сталина. «Свежо предание», Грекова (об истории России). Зейгарник вынуждена сидеть год на больничном (помогал в этом Е.Д. Мелехов, заведующий НИИ). Затем работала в МГУ.

4 этап. Расширение предмета КП и поворот к психологическому консультированию и психотерапии.

В США опубликован MMPI (1940). Книга К. Роджерса «Консультирование и психотерапия» (1942), обосновавшая роль психолога в консультировании и психотерапии.

В США выходит закон о психическом здоровье (1946), создан Национальный институт психического здоровья (NIMH).

Боулдерская конференция (1949), принято решение: стандарт образования клинических психологов, соединяющего серьёзную научную и практическую подготовку — модель учёного-практика, т.е. КП становится серьёзной и уважаемой профессии.

1940-50 гг. Запорожец, Лурия, Зейгарник, Рубинштейн и другие.

5 этап. Становление КП как самостоятельной профессии.

1960-70 гг. — бурное развитие различных направлений психотерапии (психодинамической, гештальт-терапии, системной семейной, бихевиоральной, гуманистической).

1977 год — доклад ВОЗ о роли психологов в европейской службе психического здоровья, клинические психологи отвоёвывают себе право заниматься психотерапией наряду с врачами.

Осипов Максим Александрович уехал в Америку, но в 90-е годы вернулся, организовал издательство «Практика» по переводу иностранной литературы. «Очерки уездного врача.» Термин «мужской идиотизм». Вчера на заседании наехал на психологию в медицине… В нашей стране до сих пор приходится доказывать врачам, что психологи нужны.

6 этап. Рост влияния клинической психологии, усиление интегративных процессов.

1980-2000 гг. Усиливаются интегративные процессы между различными направлениями психологии и психотерапии, резкое отмежевание и конкуренция сменяются большей взаимной терпимостью и интересом. Некоторое расширение проф. зашёренности привело к тому, что возникают бригады специалистов (врач, психотерапевт, психолог, клинич. психолог), в основе кот. лежит биопсихосоциальный подход.

Хлынули в Россию миссионеры. В 1988 году создаётся Московская ассоциация психолого-практиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: