Факторы окружающей среды. С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с социальной средой. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции, по-видимому, определяются только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.
Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов:
• социального статуса семьи, связанного с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;
* особенности питания ребенка, его достаточность или недостаточность для полноценного развития;
Тема лекции: «ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ»
|
|
План лекции:
1. Психоанализ (фрейдизм).
2. Бихевиоризм и необихевиоризм.
3. Гуманистическая психология.
4. Аналитическая психология.
5. Концепция личности в духовно ориентированной психологии
Рекомендуемая литература:
1. Гроф С. За пределами мозга. — М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, 1993.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
3. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. — М.: Просвещение — Владос, 1994.
4. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.
5. Психология: Учебник для экономических вузов / Под ред. В.М. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000.
6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1994.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Основы психологической антропологии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995.
8. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. — М.: Наука, 1989.
9. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. — Педагогика-Пресс, 1993.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998.
11. Юнг К.Г. Аналитическая психология. — СПб.: Кентавр, 1994.
12. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М.: Канон, 1994.
Личность есть системное и потому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми своими прирожденными и приобретенными свойствами.
|
|
А.Н. Леонтьев (1903-1979), российский психолог
Категория личности, исследуемая в различных планах многими общественными науками, для психологии является базовой. Психические явления, формируясь, развиваясь и проявляясь в процессе жизнедеятельности человека, интегрируются в целостную систему на уровне исторического субъекта — личности. Через анализ жизнедеятельности человека психология призвана раскрыть психологический склад личности, ее духовный мир.
Общепризнанной концепции личности в психологии нет и вряд ли таковая появится в обозримом будущем. В настоящее время имеется множество концепций личности, несоизмеримых друг с другом: как соотнести, к примеру, марксистское понимание личности человека как совокупности общественных отношений с христианским пониманием личности как основы образа Божия в человеке? В литературе наличие множества концепций личности объясняется сложностью самого феномена личности, но очевидно, что объяснение лежит несколько в другой плоскости. Разные трактовки личности связаны с различным пониманием человека и смысла его бытия в мире.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных, психогенных и духовных компонентов. В большинстве теорий личность рассматривается как определенная структура психики, формирующаяся в результате взаимодействия биологических и социальных факторов. В зависимости от базовых методологических установок подчеркивается доминирование либо биологических, либо социальных компонентов личности, либо их своеобразное сочетание:
• во фрейдизме (3. Фрейд), фрейдомарксизме (В. Райх и др.). бихевиоризме (Дж. Уотсон и др.) главное внимание уделяется
биологическим компонентам, получившим к тому же весьма своеобразную интерпретацию;
• в неофрейдизме (Э. Фромм и др.), необихевиоризме (Б. Скиннер) сочетанию социальных и биологических компонентов;
• в советской психологии (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев) социальной деятельности личности.
Как видим, для психологии XX в. наиболее характерным является рассмотрение личности только в горизонтальной плоскости: биологическое — социальное.
Наряду с этими концепциями во второй половине XX в. появились теории, в которых делается акцент на самоценности личности (гуманистическая психология К. Роджерса, А. Маслоу), ее космическом измерении (С. Гроф). И наконец, восстанавливается в правах никогда окончательно не опровергнутое, но в свое время вытесненное из сферы научно-психологического анализа объемное измерение человека, в котором учитывается не только горизонтальный пласт его жизни, но и вертикаль его бытия, т.е. духовное измерение личности {В.П. Зинченко, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков).
Рассмотрим более подробно концепции личности, разработанные в рамках основных направлений в психологии XX в.
1. Психоанализ (фрейдизм)
Психоаналитическая концепция личности изложена 3. Фрейдом в таких работах, как «Я и Оно», «Введение в психоанализ», «Психология бессознательного», «По ту сторону принципа удовольствия».
Трактовка личности разрабатывалась им в рамках биогенетического подхода, поскольку в основе развития личности 3. Фрейд Рассматривал биологические процессы созревания организма, в ходе которых происходит становление трехкомпонентной структуры психики.
В психической структуре личности 3. Фрейд выделил три уровня: нижний — бессознательное, обозначенное им («Оно»);
• средний — предсознательное «(«Я»);
• верхний — сознательное («СВЕРХ-Я»). Фрейд исходит из того, что бессознательное является самым инным уровнем психики, который определяется влечениями, биологически заложенными в организме. По своему содержанию сознательное представляет собой внутреннюю стихию психических процессов, скрытых от сознания влечений, инстинктов аффектов, врожденных эмоций.
|
|
Фрейд считает, что бессознательное «Оно» составляет закономерную и неизбежную фазу процессов нашей психической деятельности. Он выделяет следующие особенности бессознательного;
• оно формируется на протяжении всей жизни человека путем вытеснения из сознательного;
• обладает динамической силой и энергией и никогда ее не теряет;
• носит невербальный характер и словесно не выразимо;
• прямой доступ бессознательного в сознательное закрыт. Сознательное «СВЕРХ-Я» формируется, согласно концепции
3. Фрейда, под влиянием социальных норм и запретов и представляет собой мощную силу, удерживающую человека от поступков, которые хочется делать, и заставляющая совершать поступки, которые делать не хочется.
Связывающим звеном между бессознательным «Оно» и сознательным «СВЕРХ-Я» выступает предсознательное «Я», осуществляющее отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира. В предсознателъном «Я» представлены психические процессы мышления и памяти. Содержание предсознательного «Я» получает вербальное (словесное) оформление, пройдя цензуру, которая лежит на границе «Оно» и «СВЕРХ-Я». Не прошедшие испытание психические элементы вновь вытесняются в сферу бессознательного.
Рассуждения 3. Фрейда носили умозрительный характер. Сами наименования различных уровней психики — «Оно», «Я», «СВЕРХ-Я» — являются метафорами, столь же метафоричны и объяснения принципов их функционирования. Фрейд считал, что бессознательное «Оно» функционирует по принципу удовольствия. Предсознательное «Я» — по принципу реальности, ибо знает, что при неверном поступке последует наказание. Сознательное «СВЕРХ-Я» — по принципу долженствования. В этой модели личности обращается внимание на многоплановость мотивационных структур человеческого поведения, на представленность в этих структурах биологического («Оно»), индивидуально-личностного («Я») и социального («СВЕРХ-Я») уровней организации личности.
|
|
Психическую структуру личности 3. Фрейд представлял как динамическую систему, в которой «Оно» обладает энергией возбуждения, а «Я» и «СВЕРХ-Я» — энергией торможения.
Как считал 3. Фрейд, сознательный уровень психических процессов находится с бессознательным в состоянии постоянного конфликта, создающего невыносимое напряжение для психики. этого напряжения «Я» спасается с помощью специальных психологических защит.
Психологическая защита проявляется в стремлении человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других.
Механизм психологической защиты связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности. Фрейд описал следующие механизмы психологической защиты: сублимация, рационализация, вытеснение, отрицание, изоляция, проекция и регрессия.
Сублимация представляет собой подсознательную замену одной, запретной или практически недостижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворять актуальную потребность. Сущность сублимации заключается в переключении энергии на цели социальной деятельности или культурного творчества. Но сублимация не осуществляется раз и навсегда, она требует постоянного расхода энергии для поддержания подавления запретных желаний, а подавленное постоянно стремится найти выход. Некоторые истерические и психосоматические симптомы вызваны подавлением.
Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, она связана с попыткой снизить ценность недоступного: не получив страстно желаемого, человек убеждает себя, что «не очень-то и хотелось». Рационализация состоит в нахождении приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей и действий. Рационализация, по 3. Фрейду, — это способ принять давление «СВЕРХ-Я», она скрывает истинные мотивы и делает наши действия социально приемлемыми, но препятствует личному росту, ибо не дает работать с истиной, которая часто бывает не очень приятной.
Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при появлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информации, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценке.
вытеснение — наиболее универсальный способ избегания внутреннего конфликта путем активного выключения из осознания в том, что они слишком мало интересуются своими реальными «Я». Они не любят себя и потому вырабатывают «механизмы бегства», вместо того чтобы заняться истинной самореализацией.
2. Бихевиоризм и необихевиоризм
Личность человека, с точки зрения представителей бихевиоризма, таких, как Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер и др., есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному индивиду.
Общая схема этого подхода примерно такова: любой данный индивид развивается в некоторой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются как элементы среды. Связь «индивид — общество», по существу, ничем не отличается от связи «организм — среда». Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Личность рассматривается как совокупность устойчивых форм поведения и способов мышления, которые определяют приспособление индивида к среде. Правда, утверждается, что воздействия социальной среды более сложны, чем физической среды, так же как и более сложны ответы индивида. Однако уровень сложности не меняет сути дела. При таком подходе в исследованиях личности просматривается схема «организм — среда» и мало что меняется, если вместо слова «организм» употребляется слово «личность», а к слову «среда» прибавляется определение «социальная».
Поскольку личность рассматривалась как организованная и относительно устойчивая система навыков, то о личности в собственном смысле слова, ее структуре в бихевиоризме речь не идет. Бихевиористы в лице своего основоположника Дж. Уотсона и его последователей утверждали, что, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных факторов, но и собственных убеждений индивида, установок и отношений личности — всей многогранности ее внутренней жизни.
Человек понимался прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведения. Различные ситуации вызывают
различные реакции. Каждая индивидуальная реакция на предыдущем опыте и генетических особенностях. Бихевиористы занимаются не причинами и мотивами поведения только самим поведением. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение. В бихевиоризме введены понятия «оперантное обусловливание» и «подкрепление».
Оперантное обусловливание — это процесс формирования и поддерживания определенного поведения посредством его следствий. Подкрепление — это любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции. Подкрепление может быть как негативным, так и позитивным. Позитивный стимул усиливает желательную реакцию, негативный — гасит нежелательную реакцию.
Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что надо делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают, они всегда сохраняются замаскированными или сопровождаются другими формами поведения, которые помогают избежать дальнейшего наказания. Данные положения нашли применение в практике управления как орудие воздействия руководителя на подчиненных. Такие факторы, как зарплата, стремление человека сделать карьеру, желание сохранить свою самооценку и статус и другие, поддаются контролю со стороны руководителя. Система поощрения и наказаний основывается как на обобщении реальной практики руководства, так и на исследованиях поведения, проведенных в рамках бихевиористской концепции личности.
3. Гуманистическая психология
Гуманистическая психология, или «третья сила» в психологии, возникшая в 50-х гг. XX в., противопоставила свое понимание личности человека и психоаналитической, и бихевиористской трактовке личности. С психологической точки зрения, как отмечают представители этого направления, гуманизм предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. В гуманистической психологии впервые происходит обращение к нравственности, поскольку человек рассматривается также и с этических позиций. Гуманистическая психология ориентирована на изучение тех способностей и возможностей человека, к которым не обращался ни психоанализ, ни бихевиоризм, а именно — любовь, творчество «Я», высшие ценности бытия, становление, развитие, смысл, психическое здоровье. Такой подход связан в первую очередь с именами К. Роджерса и А. Маслоу.
Основные принципы гуманистической психологии сводятся к следующему.
1. Личность человека не может быть сведена ни к его основным инстинктам, как в психоанализе, ни к поведенческим навыкам, как в бихевиоризме.
2. Природа человека никогда не может быть определена полностью, человек всегда стремится к реализации всех возможностей.
3. Человек един и целостен. Эта целостность «Я» создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
4. Самым важным источником информации является субъективный психический опыт человека, доступный ему через его осознание «здесь и теперь».
Из этих принципов гуманистической психологии вытекают этические принципы, согласно которым межличностные отношения должны основываться на взаимном признании того, что каждый человек — творец своей собственной жизни, поэтому каждый человек должен признавать и ценить внутренний субъективный мир другого и себя. В жизни человек должен нести ответственность за свои поступки.
Сторонники гуманистической психологии понимают под личностью «функциональную организацию тех психических систем, существующих в индивиде, которые определяют характеристики поведения и мысли. «Я» — это наиболее важная психическая система личности».
«Я» как центральное понятие в структуре личности, включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы соб ственного развития, представлено в двух формах (рис. 9).
«Реальное Я» человека формируется на основе разнообразного опыта, который переживает человек в своем общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему.
«Идеальное Я» содержит представление человеком самого себя таким, каким ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей.
К Рождерс ввел понятие «конгруэнтность» для обозначения соответствия и согласия между «реальным Я» человека и его чувствами мыслями и поведением. Конгруэнтность означает точное соответствие опыта, осознания и сообщения.
Довольно часто люди ведут себя не конгруэнтно: говорят одно, думают другое, чувствуют третье, а делают четвертое. Им скучно на деловом совещании, они понимают, что оно бесполезно и плохо подготовлено, но продолжают сидеть и исполнять свои роли. Изображают трудовой энтузиазм, не испытывая его. Охвачены завистью к более удачливому коллеге, а демонстрируют дружеские чувства и т.д. Неконгруэнтность определяется как неспособность не только воспринимать мир, но и точно выражать свой опыт. Неконгруэнтность может ощущаться как тревожность, напряжение, а иногда — как внутреннее замешательство. Постепенно расхождение между реальностью и тем, что переживается субъективно, становится столь значительным, что человек не может нормально работать и устанавливать нормальные отношения между людьми. Неконгруэнтный человек не может разобраться в том, что ему хочется, и не может понять, чего от него требуют окружающие. Он недоволен своими коллегами, но и они недовольны им. Он себя считает скромным — его считают высокомерным. Он думает, что он расчетливый, а его считают трусливым. Он видит себя принципиальным — его считают глупым. Неконгруэнтность затрудняет взаимопонимание в процессе делового общения.
В работе К. Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека» представлены его итоги познания людей, ознакомление с которыми поможет существенно улучшить отношения между людьми. Наиболее важные итоги познания людей следующие:
• не получится ничего хорошего, если человек будет представлять из себя того, кем на самом деле не является. Отношения с другими людьми не будут эффективными, если человек старается соблюсти фасад, т.е. снаружи действовать по одному, в то время как внутри чувствовать совершенно другое. Налаживанию отношении не поможет ни маска, выражающая спокойствие и довольство, если за ней скрываются злость и угроза; ни дружеское выражение лица, если в душе человек враждебно настроен; ни показная уверенность в себе, за которой чувствуется испуг или неуверенность.
Большинство ошибок в межличностных отношениях могут быть объяснены тем, что внешне поведение человека не соответствует, его внутреннему ощущению;
• человек добивается большего успеха в отношениях с другими людьми, когда он остается самим собой, принимая себя таким каков он есть. Полезно разрешить себе быть самим собой в отнощениях с людьми, знать, какие реальные чувства испытываешь по отношению к партнеру по общению, и принять их как факт, т.е. знать, когда наступает предел терпения, желание манипулировать, раздражение и т.д. Когда человек принимает все эти отношения как факт, как часть самого себя, тогда его отношения с другими людьми становятся реальными, т.е. тем, чем они действительно являются. Реальные же отношения жизненны и они обычно развиваются;
• исключительно важно постараться понять другого человека. Непонимание других людей связано с тем, что первая реакция на большинство утверждений других людей чаще состоит в их немедленной оценке, чем понимании. В процессе общения происходит постоянное оценивание высказываний собеседника: «это правильно», «это глупо», «это ненормально», «это неверно», «это нехорошо», вместо того чтобы попытаться понять, какой смысл это высказывание имеет для собеседника;
• в процессе общения нужно делать все возможное, чтобы была обратная связь, т.е. чтобы собеседники сообщали о своем мнении, чувствах, личном восприятии ситуации;
• нужно не только понимать другого человека, но и принимать его, что сделать весьма сложно, поскольку очень многие подвержены штампу: «Каждый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как и я». Нужно принимать различия между людьми и право каждого человека реализовывать свой жизненный опыт по-своему, как бесценные возможности жизни.
Стремление человека к самовыражению и самосовершенствованию в гуманистической психологии выражается понятием «самоактуализация». Актуализация своих возможностей и способностей ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».
Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые выступают для них как жизненно важные потребности. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникших на пути к высокой цели. Жизнь такого человека является максимально насыщенной.
Выделим признаки самоактуализации, наиболее важные для личности человека и общения.
2 Эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди обладают поразительной способностью распознавать ложь (неискренность, что, отметим, является очень ценным в общении. Их восприятие гораздо в меньшей степени, чем у неактуализирующихся личностей, подвержено влиянию желаний, потребностей и предубеждений. Это обусловливает их здравомыслие, способность видеть истину, умение приходить к верным заключениям.
3. Спонтанность, простота, естественность, приятие себя и других. Самоактуализирующиеся люди ведут себя спонтанно, просто и естественно, не стараясь произвести впечатление на других людей. Им чужды всякая поза, лицемерие, неискренность, притворство, желание произвести впечатление. Они не хотят казаться лучше, чем они есть, и живут по принципу «быть», а не «казаться». Комментируя этот принцип, российский психолог М.Е. Литвак проводит такую аналогию: для того чтобы казаться выше, можно встать на цыпочки, но долго так не простоишь. Для того чтобы «казаться», затрачивается впустую много сил и энергии, которые могли бы быть использованы для творческого роста. Самоактуализирующиеся люди принимают себя и других со всеми недостатками, умеют мириться с ними, жить в мире с самим собой и другими людьми.
4. Отстраненность и автономность. Самоактуализирующиеся люди объективны, для них более важны проблемы внешнего порядка, чем внутренние переживания. Они способны к такой концентрации, которая делает их отстраненными и хладнокровными. Неудачи и поражения не вызывают у них всплеска негативных эмоций, естественного для обывателей. И даже в самые трудные минуты они умеют сохранять благородство и гордость, что было бы невозможно, если бы они не имели собственного мнения о ситуации, а во всем полагались бы на мнения других людей.
Автономность самоактуализирующихся личностей — это не только независимость, но и самоопределение, самоуправление, способности к принятию ответственности, активный поиск решений стремление не быть пешкой в чужой игре. Самоактуализирующийся человек сам формирует свои мнения и суждения, сам принимает решения и сам отвечает за них, сам определяет и прокладывает свою дорогу в жизни. А. Маслоу обращает внимание на то что многие люди утратили способность к самоопределению и готовы позволить управлять и манипулировать собой. В результате они испытывают приступы беспомощности, слабости. Такое безволие в деловых отношениях может привести к драматическим последствиям.
5. Креативность. Способность к творчеству, созиданию — универсальная характеристика всех самоактуализирующихся людей. Самоактуализирующийся человек — это здоровый нормальный человек со своими слабостями и недостатками.
А. Маслоу не только описывает признаки самоактуализирующихся личностей, но и намечает конкретные пути самоактуализации:
• постоянное развитие своих способностей, использование их, чтобы хорошо делать то, что хотим делать. Талант и даже большой талант — это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли реализовать свои способности, другие же с весьма средними способностями достигли многого;
• при каждом выборе — решать в пользу личностного роста, пробовать свои силы. Выбирать безопасное — значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим. Выбирать рост — значит открывать себя новому неожиданному опыту, что связано с риском;
• становиться реальным, существовать фактически, научиться быть в гармонии со своим внутренним миром. Решать для себя, нравятся ли тебе самому определенные вещи, независимо от мнений и точек зрения других. Научиться верить своим инстинктам и суждениям и действовать в соответствии с ними. Тогда человек сможет сделать правильный выбор профессии и определять свою жизнедеятельность;
• обнаружение психологических защит (рационализация, проекция, вытеснение и т.д.) и разрушение их.
Самоактуализация — это процесс, не имеющий конца, это способ жизни, работы и отношения с миром, а не единичные достижения.
4. Аналитическая психология
Основоположника аналитической психологии К.Г. Юнга рассматривают как предтечу трансперсональной психологии, поскольку он считал, что человек в процессе индивидуализации может преодолеть узкие границы своего «Я» и соединиться с высшим «Я», соразмерным всему человечеству.
В единой психической структуре личности К.Г. Юнг выделяет следующие компоненты:
• сознание, связанное с личностным «Я»;
• коллективное бессознательное;
• индивидуальное бессознательное.
Сознание индивида может функционировать только на основе коллективного бессознательного, которое является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга.
В отличие от индивидуального бессознательного, которое является относительно поверхностным слоем сразу же под порогом сознания, коллективное бессознательное в обычных условиях не может быть осознано, поскольку оно не было ни вытеснено, ни забыто. Само по себе, отмечает К.Г. Юнг, коллективное бессознательное вообще не существует, поскольку оно является только возможностью, которая передается генетически через структуры мозга. Коллективное бессознательное представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно коллективное бессознательное является тем резервуаром, где сконцентрированы архетипы, выступающие регуляторами психической жизни.
Архетипы — формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых формируются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни сознательной деятельности человека. Передаваясь по наследству вместе со структурой мозга, они являются ее психическим аспектом, представляя собой системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями. По поэтическому выражению Юнга, архетипы — это корни души, опущенные в мир в целом. Архетип как таковой отличается от его переработанных сознанием
форм — мифов, сказок, коллективных идей и т.д. Он представлял собой бессознательное содержание, которое изменяется по мере его осознания и восприятия: оно трансформируется под влиянием то индивидуального сознания, на поверхности которого возникает. Итак, архетипы представляют собой:
• генетически обусловленные структуры мозга;
• результат предшествующего филогенетического опыта;
• бессодержательные априорные (доопытные) формы психики-
• совокупность коллективных идей, образов, представлений наиболее распространенных мифологем, выражающих «дух времени»;
• канал связи индивидуального сознания с сознанием всего человечества.