Модель выбора

Традиционная медицинская модель

Значение психологии в подготовке студентов-медиков

Для реализации комплексного подхода к человеку и разработки стратегии и способов достижения им здоровья врачу необходимо наря­ду с глубоким знанием медико-биологических дисциплин, не менее глубо­кое знание психологии.

Знание психологии нужно врачу не только для того, чтобы влиять на картину мира своего клиента (в частности на внутреннюю картину бо­лезни), управлять его когнитивными и эмоциональными процессами, пове­дением, психосоматическими отношениями, но и для того, чтобы помочь больному стать соучастником лечебного процесса, активизировать его направленность на здоровье.

Традиционная медицинская модель предполагает, что доктор несет ответственность за пациента, в том смысле, что власть в их отношениях принадлежит доктору. Эта модель утверждает, что болезнь следует опре­деленным законам, законам жизни микробов, аккумуляции холестерола, рос­та кровяного давления и пр., а отношение пациента к болезни имеет не­которое, но не основное значение.

Болезнь бывает эндогенной или экзо­генной и приходит потому, что человек стал «жертвой» инородных тел (вирусов, бактерий, микробов). Некоторый намек на ответственность при этом подходе ложится на человека, если он не следует предписаниям сво­его доктора. Когда человек поправляется, то это потому, что у него хо­роший доктор и лекарства или, благодаря генетической «случайности», у него крепкая конституция, которая помогла выздороветь (В. Шуте, 1993).

Однако есть и другая модель – модель выбора. Согласно последней человек сам выбирает свою болезнь и сам себя излечивает (В. Шуте, 1993; А.С. Залманов, 1991 и др.).

Вирусы – часть баланса природы и соответствуют окружающей их при­роде. Некоторые бактерии, существующие в здоровом теле, полезны. Одна­ко, если они находятся в токсичной среде, то становятся токсичными и усиливают токсичные процессы. Предсмертные слова Пастера в 1895 году отразили его понимание этого: «Бернард был прав. Микробы ничто, почва все».

При стрессовых ситуациях повышается содержание АКТГ (адренокорти­котропного гормона гипофиза), глюкокортикоидов (гормоны коры надпочеч­ников) и бета-эндорфинов (гормонов, синтезированных в организме и действующих подобно препаратам опия). Повышение содержания глюкокорти­коидов отрицательно сказывается на функции лимфоцитов, что проявляется в угнетении иммунной реакции. Было также установлено, что иммунная реак­ция зависит от того, как человек психологически воспринимает затрудни­тельные ситуации (О. Досталова, 1994).

Если неосознанно человек решил заболеть, то он ослабляет свое те­ло, плохо удаляет отбросы, создавая токсичную среду для вирусов. Он приостанавливает действие иммунной системы, позволяет внедриться внеш­ним субстанциям и заболевает (R. Glasser, 1976). Его решение относи­тельно болезней принимается в течение жизни, по мере развития организ­ма. Роль доктора, согласно модели выбора, в том, чтобы создать усло­вия, при которых пациент выбирает осознание причин болезни; доктор по­могает принять бесконфликтное желание быть здоровым, знакомит с техни­ками, способами приобретения здоровья. Это больше, чем подавление симптома; это создание установки на здоровье. Модель выбора не исключает стандартных медицинских средств. Она лишь предполагает дополнительные направления улучшения здоровья.

Можно спорить о позитивных и негативных сторонах как традицион­но-медицинской модели, так и модели выбора. Однако следует признать, что тактика врача может быть направлена как на манипулирование социоп­сихосоматическими взаимоотношениями пациента, так и на привлечение личности больного к сотрудничеству, с тем, чтобы врач и больной вместе были против болезни и сотрудничали во имя здоровья, чтобы пациент осознал свою ответственность за то, как он живет, что чувствует, болеет ли или остается здоровым.

ГЛАВА II. ПСИХИКА КАК СИСТЕМА САМОУПРАВЛЕНИЯ

ЛЕКЦИЯ 2.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: