Традиционная медицинская модель
Значение психологии в подготовке студентов-медиков
Для реализации комплексного подхода к человеку и разработки стратегии и способов достижения им здоровья врачу необходимо наряду с глубоким знанием медико-биологических дисциплин, не менее глубокое знание психологии.
Знание психологии нужно врачу не только для того, чтобы влиять на картину мира своего клиента (в частности на внутреннюю картину болезни), управлять его когнитивными и эмоциональными процессами, поведением, психосоматическими отношениями, но и для того, чтобы помочь больному стать соучастником лечебного процесса, активизировать его направленность на здоровье.
Традиционная медицинская модель предполагает, что доктор несет ответственность за пациента, в том смысле, что власть в их отношениях принадлежит доктору. Эта модель утверждает, что болезнь следует определенным законам, законам жизни микробов, аккумуляции холестерола, роста кровяного давления и пр., а отношение пациента к болезни имеет некоторое, но не основное значение.
|
|
Болезнь бывает эндогенной или экзогенной и приходит потому, что человек стал «жертвой» инородных тел (вирусов, бактерий, микробов). Некоторый намек на ответственность при этом подходе ложится на человека, если он не следует предписаниям своего доктора. Когда человек поправляется, то это потому, что у него хороший доктор и лекарства или, благодаря генетической «случайности», у него крепкая конституция, которая помогла выздороветь (В. Шуте, 1993).
Однако есть и другая модель – модель выбора. Согласно последней человек сам выбирает свою болезнь и сам себя излечивает (В. Шуте, 1993; А.С. Залманов, 1991 и др.).
Вирусы – часть баланса природы и соответствуют окружающей их природе. Некоторые бактерии, существующие в здоровом теле, полезны. Однако, если они находятся в токсичной среде, то становятся токсичными и усиливают токсичные процессы. Предсмертные слова Пастера в 1895 году отразили его понимание этого: «Бернард был прав. Микробы ничто, почва все».
При стрессовых ситуациях повышается содержание АКТГ (адренокортикотропного гормона гипофиза), глюкокортикоидов (гормоны коры надпочечников) и бета-эндорфинов (гормонов, синтезированных в организме и действующих подобно препаратам опия). Повышение содержания глюкокортикоидов отрицательно сказывается на функции лимфоцитов, что проявляется в угнетении иммунной реакции. Было также установлено, что иммунная реакция зависит от того, как человек психологически воспринимает затруднительные ситуации (О. Досталова, 1994).
|
|
Если неосознанно человек решил заболеть, то он ослабляет свое тело, плохо удаляет отбросы, создавая токсичную среду для вирусов. Он приостанавливает действие иммунной системы, позволяет внедриться внешним субстанциям и заболевает (R. Glasser, 1976). Его решение относительно болезней принимается в течение жизни, по мере развития организма. Роль доктора, согласно модели выбора, в том, чтобы создать условия, при которых пациент выбирает осознание причин болезни; доктор помогает принять бесконфликтное желание быть здоровым, знакомит с техниками, способами приобретения здоровья. Это больше, чем подавление симптома; это создание установки на здоровье. Модель выбора не исключает стандартных медицинских средств. Она лишь предполагает дополнительные направления улучшения здоровья.
Можно спорить о позитивных и негативных сторонах как традиционно-медицинской модели, так и модели выбора. Однако следует признать, что тактика врача может быть направлена как на манипулирование социопсихосоматическими взаимоотношениями пациента, так и на привлечение личности больного к сотрудничеству, с тем, чтобы врач и больной вместе были против болезни и сотрудничали во имя здоровья, чтобы пациент осознал свою ответственность за то, как он живет, что чувствует, болеет ли или остается здоровым.
ГЛАВА II. ПСИХИКА КАК СИСТЕМА САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЛЕКЦИЯ 2.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ