Условия формирования конкурентных преимуществ
Для завоевания потребителей и обеспечения конкурентного преимущества своего предприятия используются следующие направления:
1) Преимущество в обслуживании клиентов
· квалифицированное консультационное обслуживание
· обучение пользователей
· высокий уровень послепродажного обслуживания
· финансовая поддержка потребителя (кредит, лизинг)
2) Преимущество в использовании:
· ресурсного потенциала предприятия (капитал, персонал, ноу-хау)
· организационной структуры
· более совершенной организации производственных процессов
3) Преимущество в изготовлении:
· повышенная гибкость производства оборудования
· лучшее качество обработки материалов
· оптимизация производственных процессов (графики поставки)
Преимущество в использовании и изготовлении определяют конкурентного преимущества товара. Преимущества в обслуживании определяет конкурентное преимущество сервиса.
Выбор групп покупателей
|
|
Поиск покупательских групп связан с вопросом, достижимы ли на основе имеющейся технической компетенции предприятия и/или новых технологических разработок существенные конкурентные преимущества в данной области применения.
Задача сегментирования рынка состоит в разделении разнородного общего рынка на частичные рынки (рыночные сегменты) таким образом, чтобы потенциальные покупатели таких частичных рынков одинаково реагировали на маркетинговые мероприятия предприятия. Благодаря сегментированию, с одной стороны, улучшается действенность маркетинговых инструментов, а с другой стороны, заметно уменьшаются потери от распыления сил особенно в области коммуникационной политики и дистрибуционной политики.
Одновременно с этим сегментирование рынка служит также для систематизации информации о значимых рыночных структурах, которая необходима при принятии решений о недифференцированной или дифференцированной обработке рынка и соответствующем выборе целевых рыночных сегментов.
Таким образом, сегментирование рынка имеет три области задач:
· собственно разделение общего рынка на гомогенные частичные рынки (стратегия охвата рынка);
· выбор целевых рыночных сегментов (стратегия отбора рынков);
· решения о виде обработки выбранных сегментов (стратегия обработки рынков).
При двухступенчатом процессе сегментирования рынка на первом этапе происходит разделение общего рынка с помощью очевидных и легко определяемых внешних критериев, таких как отрасль промышленности, величина предприятия, место расположения и т.д. Выявленные на базе таких критериев рыночные сегменты должны пройти дополнительный отбор на основе анализа сильных и слабых сторон, шансов и рисков предприятия, а также его стратегических целей при помощи, например, метода бальной оценки параметров.
|
|
Если полученные в результате этого процесса рыночные сегменты окажутся достаточно гомогенными, то процесс дальнейшего сегментирования можно прервать. Если же выявленные сегменты имеют слишком гетерогенную структуру, так что использование единой стратегии их обработки представляется малоперспективным, то такие сегменты подвергают дальнейшему разделению на отдельные частичные рынки. В заключение снова производят оценку и отбор наиболее перспективных рыночных сегментов и определяют возможность их успешной обработки.
Для каждого выделенного сегмента должна быть оценена его потенциальная емкость, конкурентная и ценовая обстановка и т.д. Необходимо также продумать, можно ли объединить мелкие сегменты и каким образом это лучше сделать, чтобы исходя из технических и экономических возможностей предприятия целесообразно было их обрабатывать с помощью одинаковой маркетинговой политики. После этого для каждого сегмента должна быть разработана отдельная маркетинговая стратегия.