Пример 4 наречие как часть речи

Программа начинается с обращения к ученику:

Дорогой друг! Ты уже познакомился с такими частями речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное и местоимение. Сегодня мы начнем изучать еще одну знаменательную часть речи, которая называется наречие.

В следующем кадре ученику предлагается меню выбора. С помощью клавиш управления курсором он выбирает тему, которую предстоит изучить:

1. Наречие как часть речи.

2. Группы наречий по значению.

3. Неизменяемость – постоянный признак наречия.

4. Степень сравнения – непостоянный признак наречия.

5. Синтаксическая роль наречий.

6. Разбор наречия как части речи.

После выбора учеником названия темы (первой) ему предлагаются также виды программ:

• обучающая;

• тренировочная;

• проверочная.

В дальнейшем ученик может выполнять все программы, а может начать с тренировочной или даже с проверочной программы.

После выбора темы и типа программы на экране появляется их обозначение:

Наречие как часть речи. Обучающая программа.

– Познакомься с тем, какой материал мы будем изучать по этой теме.

Нажми клавишу «пробел».

После нажатия клавиши «пробел» на экране появляется опорный конспект, с которым ученики знакомятся под руководством учителя.

Опорный конспект появляется на экране по частям. Каждая последующая часть возникает только при нажатии клавиши «пробел» (На экране есть комментарий: «Нажми клавишу “пробел”).

При появлении второй части опорного конспекта первая часть не удаляется, при появлении третьей не удаляются предыдущие. Таким образом, перед глазами учеников постепенно возникает весь опорный конспект, в результате ученики получают полное представление о том, какой материал по теме «Наречие» они будут изучать на дальнейших уроках.

Приведем все три части опорного конспекта.

НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

I. Наречие обозначает:

Признак действия (если относится к глаголу) образ действия (как? каким образом?) Весело поется, весело и прядется
место (где? куда? откуда?) Рыбак рыбака видит издалека
причину (почему? отчего?) Поневоле косы вянут, коли за них тянут
  время (как долго? когда?) Кто вчера солгал, тому завтра не поверят
цель (зачем? для чего?) «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло»
Признак признака (если относится к наречию, прилагательному) меру и степень (в какой степени? насколько?) Абрикосовое варенье очень вкусное

II. Морфологические признаки наречия.

Постоянный Неизменяемость (наречия не склоняются и не спрягаются) Скоро сказка сказывается
Непостоянный: наречия на - о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения Сравнительная степень (обозначает, что признак проявляется в большей или меньшей степени) простая (образуется с помощью суффиксов - ше, -е, -ее (-ей) сложная (образуется с помощью слов более, менее) Превосходная степень (обозначает, что признак проявляется в наибольшей степени). Образуется из наречий сравнительной степени и слова всех / / / / Меньше знаешь – крепче спишь. Поскорее подрастай да к работе поспевай. Сравни с прилагательным: Согласие крепче каменных стен. По извилистой дороге ехать более сложно. Сравни с прилагательным: Это дело более сложно, чем другие. Михаил приехал быстрее всех. Сравни с прилагательным: Эта лошадь выносливее всех

III. Синтаксическая роль наречия.

В предложении бывает обстоятельством обстоятельство образа действия (как? каким образом?) Хорошо трудиться – хлеб уродится.
  обстоятельство места (где? куда?) Как дерево ни гни, оно все вверх растет.
  обстоятельство времени (как долго? когда?) Что летом уродится, то зимой пригодится.
  обстоятельство причины (почему? отчего?) Свой со своим поневоле дружит.
  обстоятельство цели (зачем? для чего?) Незачем было огород городить.
  обстоятельство меры и степени (в какой степени? насколько?) Спортсмен бежит очень легко. Глуп совсем, кто не знается ни с кем.

В слабом классе работа над первой частью опорного конспекта (она на экране) может сопровождаться рассказом учителя.

В сильном – вместо рассказа можно провести беседу по опорному конспекту.

– Мы приступаем к изучению новой части речи – наречия. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что обозначает наречие, познакомитесь с его признаками и синтаксической ролью. Этот материал представлен в опорном конспекте, который вы увидите сейчас на экране.

(После нажатия клавиши «пробел» на экране появляется первая часть опорного конспекта.)

– Посмотрите на первую часть опорного конспекта и скажите, что обозначает наречие. (Признак действия, если относится к глаголу, или признак признака, если относится к наречию или прилагательному.)

– На какие группы делятся наречия, примыкающие к глаголу? На какие вопросы они отвечают? (Наречия делятся на: образа действия: как? каким образом?; места: где? куда? откуда?; причины: почему? отчего?; времени: как долго? когда?; цели: зачем? для чего?)

– Какую группу составляют наречия, примыкающие к прилагательному или наречию? (Наречия меры и степени, которые отвечают на вопросы в какой степени? насколько?).

– Обратимся к примерам. (Разбор примеров на экране.)

– Теперь познакомимся с признаками наречий.

Ученики нажимают клавишу «пробел», на экране появляется вторая часть опорного конспекта. Работа над ней ведется по аналогии с работой над предыдущей частью конспекта.

Затем ученики нажимают на клавишу «пробел», на экране появляется третья часть опорного конспекта, и они работают над ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: