Программа начинается с обращения к ученику:
Дорогой друг! Ты уже познакомился с такими частями речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное и местоимение. Сегодня мы начнем изучать еще одну знаменательную часть речи, которая называется наречие. |
В следующем кадре ученику предлагается меню выбора. С помощью клавиш управления курсором он выбирает тему, которую предстоит изучить:
1. Наречие как часть речи.
2. Группы наречий по значению.
3. Неизменяемость – постоянный признак наречия.
4. Степень сравнения – непостоянный признак наречия.
5. Синтаксическая роль наречий.
6. Разбор наречия как части речи.
После выбора учеником названия темы (первой) ему предлагаются также виды программ:
• обучающая;
• тренировочная;
• проверочная.
В дальнейшем ученик может выполнять все программы, а может начать с тренировочной или даже с проверочной программы.
После выбора темы и типа программы на экране появляется их обозначение:
Наречие как часть речи. Обучающая программа.
|
|
– Познакомься с тем, какой материал мы будем изучать по этой теме.
Нажми клавишу «пробел».
После нажатия клавиши «пробел» на экране появляется опорный конспект, с которым ученики знакомятся под руководством учителя.
Опорный конспект появляется на экране по частям. Каждая последующая часть возникает только при нажатии клавиши «пробел» (На экране есть комментарий: «Нажми клавишу “пробел”).
При появлении второй части опорного конспекта первая часть не удаляется, при появлении третьей не удаляются предыдущие. Таким образом, перед глазами учеников постепенно возникает весь опорный конспект, в результате ученики получают полное представление о том, какой материал по теме «Наречие» они будут изучать на дальнейших уроках.
Приведем все три части опорного конспекта.
НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
I. Наречие обозначает:
Признак действия (если относится к глаголу) | образ действия (как? каким образом?) | Весело поется, весело и прядется |
место (где? куда? откуда?) | Рыбак рыбака видит издалека | |
причину (почему? отчего?) | Поневоле косы вянут, коли за них тянут | |
время (как долго? когда?) | Кто вчера солгал, тому завтра не поверят | |
цель (зачем? для чего?) | «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло» | |
Признак признака (если относится к наречию, прилагательному) | меру и степень (в какой степени? насколько?) | Абрикосовое варенье очень вкусное |
II. Морфологические признаки наречия.
Постоянный | Неизменяемость (наречия не склоняются и не спрягаются) | Скоро сказка сказывается |
Непостоянный: наречия на - о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения | Сравнительная степень (обозначает, что признак проявляется в большей или меньшей степени) простая (образуется с помощью суффиксов - ше, -е, -ее (-ей) сложная (образуется с помощью слов более, менее) Превосходная степень (обозначает, что признак проявляется в наибольшей степени). Образуется из наречий сравнительной степени и слова всех | / / / / Меньше знаешь – крепче спишь. Поскорее подрастай да к работе поспевай. Сравни с прилагательным: Согласие крепче каменных стен. По извилистой дороге ехать более сложно. Сравни с прилагательным: Это дело более сложно, чем другие. Михаил приехал быстрее всех. Сравни с прилагательным: Эта лошадь выносливее всех |
III. Синтаксическая роль наречия.
|
|
В предложении бывает обстоятельством | обстоятельство образа действия (как? каким образом?) | Хорошо трудиться – хлеб уродится. |
обстоятельство места (где? куда?) | Как дерево ни гни, оно все вверх растет. | |
обстоятельство времени (как долго? когда?) | Что летом уродится, то зимой пригодится. | |
обстоятельство причины (почему? отчего?) | Свой со своим поневоле дружит. | |
обстоятельство цели (зачем? для чего?) | Незачем было огород городить. | |
обстоятельство меры и степени (в какой степени? насколько?) | Спортсмен бежит очень легко. Глуп совсем, кто не знается ни с кем. |
В слабом классе работа над первой частью опорного конспекта (она на экране) может сопровождаться рассказом учителя.
В сильном – вместо рассказа можно провести беседу по опорному конспекту.
– Мы приступаем к изучению новой части речи – наречия. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что обозначает наречие, познакомитесь с его признаками и синтаксической ролью. Этот материал представлен в опорном конспекте, который вы увидите сейчас на экране.
(После нажатия клавиши «пробел» на экране появляется первая часть опорного конспекта.)
– Посмотрите на первую часть опорного конспекта и скажите, что обозначает наречие. (Признак действия, если относится к глаголу, или признак признака, если относится к наречию или прилагательному.)
– На какие группы делятся наречия, примыкающие к глаголу? На какие вопросы они отвечают? (Наречия делятся на: образа действия: как? каким образом?; места: где? куда? откуда?; причины: почему? отчего?; времени: как долго? когда?; цели: зачем? для чего?)
– Какую группу составляют наречия, примыкающие к прилагательному или наречию? (Наречия меры и степени, которые отвечают на вопросы в какой степени? насколько?).
– Обратимся к примерам. (Разбор примеров на экране.)
– Теперь познакомимся с признаками наречий.
Ученики нажимают клавишу «пробел», на экране появляется вторая часть опорного конспекта. Работа над ней ведется по аналогии с работой над предыдущей частью конспекта.
Затем ученики нажимают на клавишу «пробел», на экране появляется третья часть опорного конспекта, и они работают над ней.