Налог на недвижимость. Система имущественного налогообложения, сложившаяся к настоящему времени в большинстве стран мира, отличается от российской системы

Система имущественного налогообложения, сложившаяся к настоящему времени в большинстве стран мира, отличается от российской системы. Эти отличия не только в механизмах формирования налогооблагаемой базы, но и в том, что в состав зарубежных имущественных налогов включен земельный налог. В нашей стране земельный налог отнесен к ресурсным платежам рентного характера и включен в систему местного налогообложения. Существующая система управления и налогообложения недвижимости не обеспечивает реализации ее доходного потенциала — большая часть доходов от сделок с недвижимостью проходит через теневой сектор. Налогооблагаемая база деформирована — стоимость фальсифицируется, механизмов контроля нет. Налоговое бремя смещено на те сектора и субъектов экономической деятельности, которые нуждаются в стабильности, работают легально и «привязаны» к основным средствам — в первую очередь это относится к производителям продукции. Они же являются главными жертвами нестабильной и нерациональной системы налогообложения имущества.

Происходящие реформы в системе налогового законодательства предполагают замену существующего налога на имущество налогом на недвижимость.

Налогообложение недвижимости — перспективное направление развития российских налогов на имущество и земельного налога. Налог на недвижимость должен в конечном счете заменить налоги на имущество как физических лиц, так и на имущество организации и налог на землю. Для практического применения положений о налоге на недвижимость необходимо создать автоматизированную систему учета и оценки рыночной стоимости земельных участков и имущества физических лиц, что потребует времени и значительных средств. Следовательно, в ближайшей перспективе рыночная оценка имущественного комплекса физических лиц и земли повсеместно производиться не будет, поэтому предполагается, что по каждому виду имущества будет формироваться своя налогооблагаемая база, к которой будет применяться ставка 2 %.

При этом важно соблюдать следующее условие: налоговая база по налогам, которые будет замещать налог на недвижимость, не должна изменяться в целях сохранения суммы налоговых поступлений на прежнем уровне. Необходимо отметить, что это условие не в полной мере соблюдается при совершенствовании законодательного регулирования проведения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери.

Так, в принятом Государственной Думой Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений» от 20 ноября 1999 г. № 196-ФЗ в Федеральный закон «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери» установлены максимальные ставки налога на недвижимость по различным категориям недвижимости. А именно: ставки налога на недвижимость устанавливаются представительными органами местного самоуправления городов Новгорода и Твери в следующих пределах: по индивидуальным жилым домам, квартирам, жилым помещениям, дачам — не более 0,5 % оценки рыночной стоимости; по гаражам на одно—два машиноместа — не более 1 % оценки рыночной стоимости; по объектам недвижимого имущества, используемым для целей промышленного производства, — не более 2 % оценки их рыночной стоимости; по иным объектам — не более 5 % оценки их рыночной стоимости.

При этом максимальные ставки определяются по отношению к рыночной стоимости объекта налогообложения. В частности, устанавливается, что по индивидуальным жилым домам, квартирам, жилым помещениям, дачам указанная ставка должна составлять не более 0,5 % от рыночной стоимости. Данное положение не согласуется со ст. 6 Федерального закона «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери», в которой для квартир и жилых помещений устанавливается иная налоговая база, которая должна составлять не более 50 % от оценки рыночной стоимости указанных объектов. Важность эксперимента в Новгороде и Твери состоит в том, что его результаты позволят ответить на следующие вопросы: эффективно ли введение налога на недвижимость, может ли этот налог быть местным, каким должен быть механизм его взимания.

На сегодняшний день вопрос оценки недвижимости является камнем преткновения введения налога на недвижимость. Природа стоимости зданий и земли различна. Стоимость здания является результатом сознательных действий владельца недвижимости и меняется в зависимости от его решений по внесению любого рода изменений. В отличие от этого стоимость земли определяется факторами, не зависящими от владельца и связанными с общегородской функционально-планировочной ситуацией. Методика расчета рыночной цены недвижимости должна быть единой на всей территории Российской Федерации. И до тех пор, пока не будет отработан единый механизм оценки имущества, говорить о введении этого налога преждевременно. Введение единого налога на недвижимость без указанной его дифференциации теоретически возможно, но практически труднореализуемо.

Другим не менее спорным вопросом налога на недвижимость является вопрос о статусе данного налога.

С одной стороны, закрепление налога на недвижимость в составе местных налогов сможет в значительной мере компенсировать бюджетам муниципальных образований сумму «выпадающих доходов», которые образуются при введении в действие ст.ст. 12, 13, 14, 15 ч. I НК РФ. При введении налога на недвижимость устанавливаются конкретные ставки его взимания по разным категориям недвижимости и обеспечивается предсказуемость налоговых сборов. Соответственно производители получают возможность планировать расходы и оптимизировать правовой режим объекта недвижимости, выбирать между собственностью и арендой. Органы местного самоуправления в свою очередь смогут максимизировать совокупный доход (единовременные и регулярные платежи) от недвижимости путем регулирования условий перехода от аренды к собственности.

С другой стороны, существует предложение о необходимости регулирования налога на недвижимость на уровне субъекта РФ при фиксированной максимальной ставке и принятой на федеральном уровне методике оценки стоимости недвижимости. При этом предлагается поступления от налога на недвижимость распределять между региональным и местными бюджетами. По сути, в этом случае должны сохраниться существующие пропорции распределения между уровнями бюджета налога на имущество. Это на наш взгляд наиболее справедливо.

Недостатком существующего механизма налогообложения имущества коммерческого банка является неучитывание влияния инфляционных процессов на величину и эффективность использования отдельных объектов активной части основных средств (машины, оборудование, транспортные средства). Налог на недвижимость этой проблемы не решает. В существующем виде этот налог далеко не совершенен. В связи с этим особую важность приобретает эксперимент, проводимый в городах Новгороде и Твери. Наша налоговая система уже «устала» от необдуманных решений и неоправданных реформ, так как сломать что-либо всегда проще, чем создать, а тем более в таком масштабе. Проводимый эксперимент позволит выявить все наиболее уязвимые места нового налога и избежать ошибок на уровне страны в целом.

В настоящее время в рамках работы над ч. II НК РФ в Государственной Думе РФ идет рассмотрение проекта гл. 30 «Налог на имущество организаций». При этом базу этого налога планируется скорректировать таким образом, чтобы вывести из-под налогообложения товарные запасы, готовую продукцию, капитальные затраты, сырье и материалы. Сужение объектов налогообложения скажется на ставке налога. Минфин предлагает установить максимальную ставку на уровне 2,6 %.

((i))2. Плата за пользование лесным фондом((i))(2)

((b))Лесной доход.((b))(3)

((i))Лесной доход((i)) представляет собой совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включающую в себя лесные подати и арендную плату за участок лесного фонда, сданный в аренду. Лесной доход носит рентный характер, что объясняется естественным различием лесорастительных и транспортных условий в лесном хозяйстве. Будучи доходным источником бюджета, лесной доход призван покрыть расходы государства на воспроизводство древесины.

Основное место в составе лесного дохода занимают лесные подати, являющиеся платой, взимаемой за: древесину, отпускаемую на корню; заготовку живицы, второстепенных лесоматериалов, сенокошение, выпас скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих ягод, грибов, лекарственных растений, технологического сырья, размещение ульев, пасек и другие побочные лесопользования; использование лесных угодий для нужд охотничьих хозяйств, в оздоровительных, туристических, спортивных и других аналогичных целях. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования.

((b))Плательщики лесных податей.((b))(3)

Плательщиками лесных податей выступают все пользователи лесным фондом, за исключением арендаторов, а также физических и юридических лиц, которым предоставлены льготы по уплате лесных податей лесным законодательством.

((b))Порядок взимания лесных податей.((b))(3)

((i))Порядок взимания((i)) лесных податей был установлен «Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей», утвержденными 14 декабря 1993 г. Государственной налоговой службой Российской Федерации, Министерством финансов РФ.

Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей, части объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, выполнения работ или предоставления услуг. Форма внесения лесных податей определяется в разрешительном документе по каждому объекту пользования.

В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда согласно Закону Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.91 г. № 1738-1 (с изм. и доп. от 23.12.2003 г.).

((b))Определение ставок лесных податей.((b))(3)

Лесные подати взимаются в виде разового или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия разрешительного документа. Порядок внесения лесных податей за пользование лесными ресурсами, кроме отпуска древесины на корню, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом ((b)) размеры лесных податей((b)) рассчитываются исходя из ставок за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования лесным фондом — исходя из ставок за единицу эксплуатируемой площади лесного фонда, указанной в разрешительном документе.

Конкретные ((b)) ставки лесных податей((b)) должны быть не ниже минимальных ставок, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением минимальных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, которые в соответствии с Лесным кодексом РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации).

Минимальные ставки лесных податей регулярно пересматриваются в связи с изменением уровня рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат на производство этой продукции, включая оплату труда, материалов, энергии, сумм износа основных средств, начисляемого по нормам амортизационных отчислений на их полное восстановление.

Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам ((b)) лесных аукционов((b))(3).

Для проведения лесного аукциона создается аукционная комиссия. Состав аукционной комиссии утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Лесные аукционы организуются и проводятся территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством. Лесные ресурсы на лесной аукцион выставляет орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством. Лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора.

Организация и проведение лесных аукционов осуществляются в порядке, определяемом федеральным органом управления лесным хозяйством в соответствии с настоящим кодексом и гражданским законодательством.

Минимальные ставки лесных податей используются при организации лесных торгов, конкурсов, аукционов, при передаче лесного фонда в аренду и при иных формах организации лесопользования, разрешенных настоящим Кодексом, правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В ст. 104 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные подати взимаются за все виды лесопользования, в то же время в соответствующих статьях Налогового кодекса РФ, посвященных отдельным видам лесопользования, устанавливаются дополнительные льготы по платежам (ст. 121, 122).

В отличие от ранее действовавшего порядка установления конкретных ставок лесных податей, которые определялись органами местного самоуправления, Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что конкретные ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующем субъекте Российской Федерации или определяются по результатам лесных торгов (аукционов). Законодательно закреплена следующая льгота для лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством: с них не взимаются лесные подати при проведении рубок промежуточного пользования, осуществлении других разрешенных им видов лесопользования и лесохозяйственных работ.

Таким образом, наиболее важные положения регулирования взимания лесных податей заключаются в следующем. Закреплено понятие «ставки лесных податей», которые устанавливаются органами власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Конкретные ставки не могут быть ниже минимальных и определяются обычно по результатам торгов и конкурсов. При отсутствии спроса на те или иные виды лесных ресурсов конкретные ставки лесных податей определяются по договоренности с лесопользователем или в размере минимальной ставки.

Ставки лесных податей при отпуске древесины на корню устанавливаются на основе методических рекомендаций, разработанных Федеральной службой лесного хозяйства России и согласованных с заинтересованными организациями. Ставки лесных податей за пользование другими лесными ресурсами могут утверждаться органами власти субъектов Федерации на основе иных методов. Территориальные органы управления лесным хозяйством в обязательном порядке участвуют в определении ставок лесных податей.

Ставки лесных податей регулярно пересматриваются. При пересмотре ставок должны учитываться не только изменения уровня цен на продукцию, получаемую из лесных ресурсов, но и затраты на производство данной продукции. Это особенно касается расчета и пересмотра ставок на древесину, отпускаемую на корню. Для их своевременной корректировки органами власти субъектов Федерации совместно с территориальными органами управления лесным хозяйством предполагается организовать специальную систему сбора информации о ценах реализации и затратах на производство круглых лесоматериалов и дров.

Лесные подати ((b)) не взимаются((b)) за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования. В свою очередь лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

Существуют различия в порядке внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, и платы за пользование иными лесными ресурсами. Порядок и сроки внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, ранее определяемые Инструкцией по лесному доходу, согласно упомянутым Основным положениям, устанавливаются Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России. Определение порядка внесения лесных податей при пользовании иными лесными ресурсами входит в компетенцию органов власти субъектов Федерации (разумеется, в случае противоречий между подзаконными актами и законом — Лесным кодексом — действуют нормы Лесного кодекса РФ).

Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской. Сумма платежей в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, за исключением 5% земельного налога, направляемого в местный бюджет, распределяется: 40% в федеральный бюджет и 60% в бюджет субъектов Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона кубометров, часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает полностью(100%) в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Часть указанных средств, поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации, направляется соответствующему территориальному органу федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми федеральным органом управления лесным хозяйством.

Лесные подати и арендная плата, за исключением части платежей, указанной в части первой настоящей статьи, приравниваются к бюджетным средствам и используются для нужд лесного хозяйства.

((i))От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются:((i)) участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп; пенсионеры, проживающие в сельской местности; лица, пострадавшие от стихийных бедствий; вынужденные переселенцы; крестьянские (фермерские) хозяйства; представители коренных малочисленных народов.

Объемы лесопользования для собственных нужд устанавливаются в соответствии с нормативами, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

((i))3. Транспортный налог((i))(2)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: