Достоинство человека. себе. Дух и разум — те внутренние инстанции, благодаря которым мы достойны лучшей судьбы, чем судьба кам­ня

Лекция 5

себе. Дух и разум — те внутренние инстанции, благодаря которым мы достойны лучшей судьбы, чем судьба кам­ня, катящегося с горы, именно они дают нам право ува­жать и ценить себя.

Если философы отрефлексироцали смысл понятия «до­стоинство» именно как ценность каждого человека в силу обладания им разумом, духом и свободой, то в массовом сознании представление о достоинстве издревле имеет по крайней мере три взаимосвязанных, но различных аспек­та. Однако всех их объединяет одно: достоинство пере­стает быть принадлежностью каждого, оно является пре­рогативой определенных личностей и групп, обладающих некоторыми моральными, духовными и социальными ка­чествами. Собственно человеческое достоинство, незри­мо лежащее в основе всех других видов достоинства, как бы остается в тени или, быть может, является чем-то вроде воздуха, в котором «живут» более конкретные понима­ния достоинства. Причем все они так или иначе соотно­сят достоинство и достойность — обладание безусловной ценностью и обладание конкретно ценимыми качества­ми, достойными похвалы.

Первое понимание — понимание достоинства как доб­родетельности — просто нераздельно сливает «достоин­ство» и «достойность». О ком-либо говорят: «Это дос­тойный человек», имея в виду, что данная личность об­ладает нравственными достоинствами, т. е. добродете­лями, ценимыми в обществе. Достойный человек — это человек, соответствующий нравственному образцу: доб­рый, честный, стойкий, справедливый и т. д. Достой­ный человек и ведет себя неизменно достойно: не унижа­ет себя и не унижает других. Он соблюдает человеческое достоинство каждого, и в любом другом индивиде видит именно человека, а не просто вора, нищего или врага. Достойный человек поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит, он не идет на подлость, клевету, интриги, потому что не желает делать зла и пре-

6. Зак.49 161


давать человеческое в самом себе. Он испытывает глубо­кую ответственность перед собственной личностью.

Второе понимание достоинства — это акцентировка в первую очередь тех самых качеств надприродности и ду­ховно-психологической свободы, о которых говорит фи­лософия.

• Умение противостоять своим низменным влечениям, умение бороться с собственными плотскими побуж­дениями, желаниями и страстями. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, не станет, даже если
он очень голоден, униженно умолять о куске хлеба лю­дей, которые явно станут его третировать и над ним на­смехаться. Он перетерпит физические страдания, но не сделается игрушкой и забавой в руках недоброжелателей.
Такой человек не будет молить о любви того, кто его не любит, он обуздает собственную страсть, предпочтя вы­прошенному удовлетворению целостность собственной
личности. И, наконец, человек с достоинством никогда не пойдет в рабство к другим ради материальных благ и финансовою благополучия. Свобода и самостоятельность для него предпочтительней «золотой клетки».

• Умение стойко и мужественно встречать выпадаю­щие на твою долю испытания. Никто из нас не ограж­ден от возможных потерь и ударов судьбы. Каждый мо­жет потерять здоровье, близких, работу, те опоры, кото­рые существуют в нашей жизни и без которых мы не мыслим себя. Для любого человека может также встать
вопрос о некоем радикальном выборе, который потребу­ет отказаться от многих благ, может возникнуть долг, которого не было раньше — необходимость идти на вой­ну, непосильно трудиться или ухаживать за тяжело боль­
ным. Встретить такого рода испытания с достоинством — это значит не растеряться, не впасть в истерику, не начать метаться, скулить и проклинать все на свете. Это значит не бежать от проблемы, а искать пути ее наиболее
гуманного и эффективного решения. Достоинство сохра-


______________________________________ Лекция 5

няет тот, кто после первого шока собирает свою волю в кулак и целеустремленно действует: воюет, трудится, уха­живает — выполняет свой долг. Достоинство присуще тому, кто после своей личной потери не начинает нена­видеть весь мир, не спивается и не впадает в безысход­ную депрессию, а продолжает жить, стремясь не отрав­лять существование ни себе, ни другим.

Третье понимание достоинства довольно резко контра­стирует с первыми двумя. Здесь имеется в виду уже не человеческое достоинство как духовность и нравственность, а достоинство как обладание социально-признанными, ценимыми в обществе благами: социальным статусом, бо­гатством, славой, заслугами перед народом и государством. Теперь выражение «достойный человек» прочитывается иначе: в средневековье — это представитель знатного рода, в рыночном обществе — крупный предприниматель, бо­гач, в разные времена к «достойным» относили крупных полководцев, знаменитых художников, людей преуспева­ющих, известных, уважаемых, хорошо владеющих своим делом. Люди, достойные в социальном смысле, могут не обладать добродетелями чистых душой бессребренников, они не ангелы, но это в большинстве своем те, кто соблю­дает все принятые в обществе или в социальной группе нормы поведения, четко выполняет правила игры и выхо­дит в победители. Достоинство этих представителей весь­ма разных общественных слоев выражается в том, что на­зывают честью. Честь — это чувство своего социального достоинства, своей особой общественной ценности в свя­зи со статусом, мастерством, богатством. Честь диктует человеку необходимость иметь хорошую репутацию: посто­янно являться достойным похвалы в глазах других людей. Честь необходимо отстаивать, репутацию поддерживать. Здесь мало просто быть человеком или даже очень хоро­шим человеком, надо еще и выглядеть таким перед други­ми. Честь в большей степени, чем достоинство, стремит­ся к внешнему признанию, знакам уважения, почитания,

6* 163



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: