Счастье и смысл жизни

интересного для себя. Интерес, как иголка нитку вы­таскивает за собой смысл.

2. Спонтанная радость. Наличие у жизни смысла про •
является в радости, которая на первый взгляд может ка­
заться беспричинной. На самом же деле смысл является
важнейшим ее источником. Необходимо подчеркнуть, что
смысл — внутренняя значимая цель — осознается не во
всякую минуту, он существует незримо за рамками на­
ших практических действий и рациональных рассужде­
ний как их скрытая предпосылка, как та сокровенная
сила, которая воодушевляет нас. Порой мы даже заду­
мываемся, почему нам так хорошо, и необходимо уси­
лие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.

3. Целеустремленность. Наличие смысла связано с
наличием целей, понятых и пережитых как свои, желан­
ные, значимые. Смысл выражается во внутренних целях
и осуществляется через цели внешние. Например, ком­
позитор видит смысл своей жизни в том, чтобы писать
музыку, которая звучит в его душе, и воплощает эту внут­
реннюю бесконечную цель в создание конкретных про­
изведений. Или женщина видит смысл своей жизни в
любви к детям, воодушевляется этой любовью и выража­
ет себя через заботливую целеустремленную деятельность:
уход, воспитание, развитие своих сыновей и дочерей.

4. Переживание своей значимости и важности в отно­
шениях с другими людьми. Чувство единения и гармо­
нии. Конечно, конфронтация, соперничество, вражда
тоже может придавать жизни осмысленность, однако в
этом случае мы противостоим одним людям (противни­
кам, врагам) и солидаризируемся с другими (соратника­
ми, друзьями). Осмысленность основывается на иденти­
фикации со своим кругом, на переживании единых взгля­
дов и интересов. Люди, которые потеряли свой круг и
которым не для чего и для кого жить, теряют смысл жиз­
ни, а с ним и всякий жизненный пафос. Другой вопрос,
что идентификация может быть разной: можно отожде-


______________________________________ Лекция 7

ствлять себя не только с актуально живущими людьми, но и со своими предками и видеть смысл в поддержании памяти о них. Или можно видеть себя частью интеллек­туальных сил эпохи и утверждать своей жизнью некото­рые ценности, характерные для этого незримого коллед­жа. В таком случае смысл тоже присутствует и подвига­ет человека на продолжение жизни и деятельности.

5. Восприятие своего места в универсуме как необхо­
димого и имеющего основания, несущего в себе опреде­
ленное призвание. Такое место не всегда уютно, но оно
значимо и весомо, оно фундирует нашу индивидуальную
жизнь, как бы придает ей солидность, направленность,
оправданность. Когда у жизни человека есть смысл, его
бытие оправдано, он вправе быть и вправе быть таким,
как он есть.

6. Принятие реальности, признание ее за несомнен­
ное благо, несмотря на все ее противоречия, ужасы и
обманы.

Сделанное нами описание состояний бессмысленнос­ти и осмысленности показывает, что поиск и поддержа­ние смысла — это работа не только ума, но также воли и сердца, живых человеческих чувств. Без учета смысла как эмоционального переживания разговор о нем становится абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом. Читатель может взглянуть в глубину своей души и в полной мере прочувствовать, есть ли в его жизни смысл.

Завершая разговор о счастье и смысле жизни, мы не можем упустить из виду тот факт, что они весьма проти­воречиво связаны с фундаментальными этическими ка­тегориями добра и зла. В идеале смысл жизни и счастье — это достояние человека, в полной мере реализующего лучшие свои потенции, хорошего, доброго, творческого, живущего продуктивной жизнью. Однако в реальной жизни добрые и славные люди нередко бывают несчаст­ны, а некоторые на каком-то этапе жизни могут потерять ее смысл. В то же время деятельность весьма злого, же-


Счастье и смысл жизни

стокого, хитрого индивида может быть вполне осмыслен­ной. Каждый из нас видел по телевизору не один кино­роман, где главным смыслом жизни отрицательных геро­ев становится месть, завладение чужим богатством или разрушение чужой любви. Тиран и деспот, преступник и убийца могут быть по-своему счастливы. Впрочем, это ничем не дискредитирует феномены счастья и смысла жизни, а лишь говорит об их экзистенциальной природе, не сводимой к одной только чистой морали.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: