Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование

Вопрос № 3

Суд

Вопрос № 2

В соответствии с действующим законодательством суду предоставлено исключительное право от имени государства разрешать дела и применять к лицам, совершившим преступление, предусмотренные уголовным законом меры государственного принуждения (ст.31 УПК).

Согласно ч.1 ст.32 УПК уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей.

В соответствии с ч.2 этой же статьи судья единолично:

· разрешает вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства;

· рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях несовершеннолетних;

· разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора.

Часть 3 ст. 32 УПК уголовные дела, разрешаемые коллегией:

· преступления, за которые уголовным законом предусматриваются наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь;

· преступления несовершеннолетних.

При этом народные заседатели являются в процессе полноправными судьями и пользуются всеми правами судьи.

Рассмотрение уголовных дел в кассационной и надзорной инстанциях также осуществляется коллегией судей.

В кассационной инстанции - в составе трех судей, а в надзорной инстанции - в составе не менее трех судей, а уголовные дела по протестам на кассационные определения судов и на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления рассматриваются при наличии большинства членов президиума соответствующего суда. (ч.4 ст.32, ч.7 ст.407 УПК).

На стадии возбуждения уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам состав суда такой же, как и в надзорной инстанции (ст.422 УПК).

Полномочия суда в полном объеме определены ст.33 УПК.

Государственные органы и должностные лица, осуществляющие борьбу с преступностью, в отличие от других участников процесса наделены определенными властными полномочиями, которые позволяют им обеспечить достижение задач уголовного судопроизводства. Эти полномочия реализуются в уголовно-процессуальных правоотношениях.

К этой категории участников процесса гл.5 УПК относит: прокурора; начальника следственного подразделения; следователя; органы дознания; начальника органа дознания; дознавателя.

Закон возлагает на этих участников уголовного процесса обязанность разъяснять другим участвующим в деле лицам их процессуальные права и обеспечить реальную возможность осуществления этих прав.

Прокурор это действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, начальники управлений (отделов) и их заместители, прокуроры управлений и отделов, если иное не оговорено в соответствующих статьях УПК (п.32 ст.6 УПК). Процессуальной функцией прокурора является надзор за точным исполнением закона в уголовном судопроизводстве, на стадии досудебного разбирательства.Он так жев пределах своей компетенции осуществляет уголовное преследование и поддерживает государственное обвинение в суде, являясь там государственным обвинителем.

Во всех стадиях уголовного процесса прокурор обязан своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор, осуществляет независимо, от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального Прокурора. Постановления прокурора, вынесенные в соответствии с законом обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ст.34 УПК).

Начальник следственного подразделения это начальник главного управления предварительного расследования, начальник предварительного расследования, начальник следственного управления, начальник следственного отдела или отделения и их заместители, в ведении которых находятся вопросы предварительного следствия (п.15 ст.6 УПК).

Он осуществляет контроль за своевременностью действий следователя по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам. Он наделен правом, проверять уголовные дела, давать следователю указания о производстве предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, направления дела, производства отдельных следственных действий, передавать дела от одного следователя другому и поручать расследование дела нескольким следователям, а так же участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить расследование, пользуясь при этом правами следователя (ст.35 УПК).

Следователем является должностное лицо прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, осуществляющее в пределах своей компетенции предварительное следствие.

Основной процессуальной функцией следователя являетсявсестороннее, полное и объективное исследованию обстоятельств уголовного дела. Он обязан осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении его в соответствии с УПК меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Следователь также обязан принять меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц в соответствии с требованиями УПК.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и граж­данами.

По делам, находящимся в его производстве, следователь
вправе, давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания даются в письменной форме и обязательны для органов дознания (ст.36 УПК).

Органы дознания перечислены в ст.37 УПК. В уголовном судопроизводстве процессуальная функция органов дознания заключается в быстром и полном раскрытии преступления, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в его совершении, в выявлении причин и условий, способствующих преступлению и принятию мер к их устранению, а также в предупреждении и пресечении преступлений и розыске скрывшихся преступников.

Органы дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их задержанию.

Деятельность органов дознания по расследованию уголовных дел различается в зависимости от того, требуется ли по делу производство предварительного следствия или расследование может быть закончено в форме дознания.

Непосредственное расследование уголовных дел осуществляет дознаватель. Дознавателем является должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции досудебное производство.Дознаватель обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела. Он вправе самостоятельно проводить следственные и другие процессуальные действия, принимать решения, за исключением случаев, когда УПК предусмотрены утверждение их начальником органа дознания, или санкция прокурора, или письменное согласование решения органа уголовного преследования о задержании лица (ст.39 УПК).

Начальником органа дознания является руководитель органа дознания. Он обязан организовать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений; обеспечить при производстве дознания по уголовным делам всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, проведение дознавателями неотложных следственных действий и выполнение поручений следователя, суда, указаний прокурора; осуществлять контроль за законностью и своевременностью действий дознавателей.По уголовным делам, по которым предварительное расследование осуществляется в форме дознания, начальник органа дознания поручает производство дознания дознавателям; проверяет находящиеся в их производстве дела; дает указания дознавателю о производстве дознания, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела и материалов, производстве отдельных следственных и других процессуальных действий; передает дела и материалы от одного дознавателя другому; поручает производство дознания нескольким дознавателям, а также вправе лично проводить дознание, приняв при этом дело к своему производству или выполняя отдельные следственные и другие процессуальные действия (ст.38 УПК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: