Понятие политической культуры и ее структура

Политическая культура российского общества.

Функции политической культуры и ее основные типы.

Теория политической культуры возникла в 50-е году ХХ века на фоне множества попыток объяснить специфику политического поведения отдельных наций и народов, и прежде всего, достаточно популярных и распространенных исследований национального характера и разного рода идеологий.

Значение концепции политической культуры состоит в том, что она разрабатывает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах, вместо произвольных спекуляций относительно врожденных, генетически обусловленных национально-типических черт. Создается эмпирически сопоставимый базис, позволяющий установить связь между индивидуальным политическим поведением и социально-политическим опытом и традициями страны.

Предрасположенность отдельных обществ к идеям демократии и невосприимчивость к ним других, особенно к принципам толерантности, политической конкуренции и плюрализму объясняется господствующими в обществе идеалами, установками, убеждениями, предписывающими населению ориентацию на определенные образцы человеческого поведения. Использование методологии сравнительных исследований взаимодействий власти и индивида, а также практики функционирования политических институтов различных стран способствовало быстрому становлению концепции политической культуры.

В целом политическая культура является качественной характеристикой политической сферы, ее зрелости. Введение термина «политическая культура» было вызвано потребностью определения направленности политической деятельности. Определяя характер и содержание политических взаимодействий политическая культура является конечной детерминантой политики, основополагающим объяснительным принципом.

Политическая культура – это часть духовной культуры общества, включающая в себя совокупность исторически сложившихся, устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, которые проявляются в деятельности людей и обеспечивают преемственность политической жизни общества.

Приоритет в разработке идеи политической культуры принадлежит американскому политологу Г.Алмонду. Алмонд в анализе политической культуры использовал функциональный подход, с позиций которого политическая культура преимущественно рассматривалась как психологический феномен.

В разработке данной концепции принимали активное участие Л.Пай, С.Верба, Дж.Ласуэлл. В частности С.Верба дал следующее определение политической культуре: «политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику».

Признавая наличие в обществе множества конкурирующих политических ориентаций, авторы концепции обнаружили, что политические культуры отличаются друг от друга некоторыми основополагающими политическими позициями. Политическая позиция обусловливает предрасположенность к определенным типам поведения в рамках существующей политической системы.

С точки зрения концепции политической культуры как части общей культуры общества, в нее включены следующие компоненты:

- познавательный (когнетивный) компонент составляющий знания и представления о различных сторонах политической жизни общества, о политической системе и ее отдельных институтах, о политическом режиме, механизмах властвования, о принимаемых решениях и их реализации и т.д.;

- эмоционально-чувственный (аффективный) компонент составляют чувства и переживания, которые испытывает субъект политики в связи с его участием в политической жизни общества, отношения к различным аспектам политической жизни: их принятие или непринятие, одобрение и отвержение, симпатии и антипатии и т.д.;

- оценочный (аксиологический) компонент составляют выработанные субъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений, хода политического процесса с позиций их соответствия социально-политическим ценностям, нормам и идеалам;

- поведенческий компонент – это результат познавательного, аффективного и оценочного компоненте, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ реагирования на происходящие в политической жизни процессы.

При социологическом анализе политической культуры в ней выделяют те же элементы, что и в духовной культуре общества в целом. Первоосновой культуры любого общества является осмысленный опыт, сформированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Составной частью политического языка является язык жестов: голосование, аплодисменты, приветствия в различных вариантах, демонстративный уход в знак протеста с политических мероприятий и т.п.

Содержательную сторону политической культуры образуют политические идеи и концепции, убеждения и верования. Они выступают непосредственным мотивом политических действий и поступков.

Ядро политической культуры составляет ценностно-нормативная система, включающая социальные ценности, ценностные установки, социальные нормы (обычаи, традиции, ритуалы, правовые нормы).

Объективированной формой политических ценностей и норм являются политические институты – относительно устойчивые типы и формы социального взаимодействия, посредством которых организуется политическая жизнь, обеспечиваются ее стабильность и преемственность.

О политической культуре можно говорить, анализируя общество в целом, а также в связи с анализом его отдельных частей. В этом случае в рамках единой культуры выделяют более или менее автономные структурированные образования, именуемые в науке субкультурами.

Субкультура – это совокупность политических ориентаций, значительно отличающихся от культурных ориентаций, доминирующих в обществе.

Особенности политических субкультур могут быть обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической, социальной структуре; этническими, религиозными, половозрастными признаками. Например, в многонациональных государствах выделяют субкультуры национальных меньшинств, или религиозно-политические субкультуры.

Единство и близость субкультур способствуют стабильности общества, а их разнородность часто становится источником дестабилизации.

Политическая культура явление полиструктурное и многоуровневое. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения индивида, раскрывают различные способы его ценностной ориентации на определенном уровне. В частности: на мировоззренческом уровне – где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину восприятия; на гражданском уровне – где, осознавая возможности органов государственной власти и собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса; на собственно политическом уровне ценностных представлений – где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления, своим союзникам и оппонентам.

На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления о определенных политических событиях и ходе политического процесса в целом. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории осуществляется крайне неравномерно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: