Современные политические идеологии

Термин «идеология» был введен в политический лексикон в ХУ111 веке французским ученым А. де Треси. С этого времени сложились различные взгляды на это духовное явление.

Так, К.Маркс видел в идеологии форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений.

К.Мангейм уделил особое внимание функциональным характеристикам идеологии, и в частности, ее способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

Американский теоретик Л.Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем.

И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология – это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.

Политическая идеология является духовным орудием элиты, именно от нее зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием. Таким образом основными функциями политической идеологии является: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

Таким образом, политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан.

Политическому сознанию предшествовала такая особая форма общественного сознания как религия. Следует признать, что самыми великими идеологическими течениями были и являются мировые религии – христианство, ислам и буддизм. По жизнестойкости и влиянию на людей они не знают себе равных среди идеологий.

К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и коммунизм.

Истоки либеральной идеологии отчетливо прослеживаются в английской и французской политической философии ХУ11 – ХУ111 вв. Идеи выдающихся мыслителей эпохи Просвещения Дж.Локка, Т.Гоббса, Ш.Л.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, А.Смита – составили основу либеральной доктрины. В ней можно выделить три концептуальных постулата, вокруг которых концентрируется все богатство и разнообразие либеральной мысли:

- безграничная вера в возможности человеческого разума, в его способность рационально осмыслить и переустроить общественную жизнь на разумных началах;

- концепция естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;

- требование полной свободы рынка и конкуренции в экономической и социальной сферах, невмешательства государства в экономику.

Таким образом, исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивида во всех возможных сферах – гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр.

Человек – независимое, разумное и ответственное существо, которое вправе самостоятельно определять свою судьбу без обязательного внешнего контроля.

Идеи либерализма способствовали кардинальному обновлению общественных порядков ХУ111 – Х1Х вв. Однако ближе к ХХ веку выяснилось, что следование базовым ценностям либерализма постепенно привело к все более резкому экономическому и социальному расслоению общества. Такая ситуация заставила идеологов этого направления пересмотреть отдельные принципы классического либерализма.

Суть пересмотра заключалась в признании большей позитивной роли государства в социальной и экономической жизни, расширении его регулирующих функций. В их работах зазвучали идеи демократизации управления производством, необходимости широкого участия масс в политическом процессе и т.д.

В целом коррекция идей классического либерализма применительно к реалиям ХХ века оказалась достаточно успешной. Именно идеями неолиберализма были вдохновлены «новый курс» Ф.Рузвельта в 30-е годы в США и строительство «государства всеобщего благосостояния» в 50-е годы в Западной Европе.

Однако усиление государственной регламентации в экономической и социальной сферах имело существенные негативные последствия, что привело к снижению популярности неолиберальной идеологии и усилило влияние главного конкурента либерализма – консерватизма.

Консерватизм как одно из направлений идеологической мысли характеризуют как систему воззрений, ориентированных на сохранение и поддержку существующих общественных порядков. Впервые основные положения консерватизма были сформулированы в трудах Эдмунда Берка, Жозефа де Местра, Луи де Бональда и их единомышленников. Отцы-основатели консерватизма противопоставили выдвинутым европейским Просвещением и Великой французской революцией идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как органическую и целостную систему.

Характеризуя общество как слав институтов, норм, моральных убеждений, традиций, обычаев, уходящих своими корнями глубоко в историю, сам по себе факт их взаимосвязанности и единства консерваторы рассматривали как чудо истории. По их мнению люди принципиально неравны по талантам, способностям, усердию, отмеченности Богом.

Общим итогом такого подхода стало убеждение о необходимости сохранения традиционных социальных и политических институтов, норм, правил, ценностей и пр. Любые изменения вообще консерватизмом не отвергаются, а даже приветствуются, но только такие, которые согласуются с существующими порядками и развиваются подконтрольно.

Подлинный «ренессанс» консерватизма наступил в 70 -80 –е годы ХХ века, когда в сложных условиях энергетического, экологического и прочих техногенных кризисов инициаторами перемен выступили именно консерваторы. Взяв на вооружение многие идеи классического либерализма неоконсерваторы предложили обществу программу антикризисных мер и во многом сумели их реализовать. Результатом реализации программы неоконсерваторов стало – снижение инфляции, рост темпов экономического развития, снижение активности забастовочного движения. Вместе с тем современные неоконсерваторы не предали забвению ценности доиндустриальной эпохи – прочная семья, высокая нравственность, культура, духовность и пр. Все вместе взятое обеспечило в 70 – 80 –е годы ХХ века безусловное лидерство неоконсервативной идеологии.

Сближению консерватизма и либерализма способствовала их совместная борьба против распространения идеологии коммунизма.

Марксистско-ленинская (коммунистическая) идеология возникла в середине Х1Х века на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), политической экономии (Смит, Риккардо) и утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Марксизм появился как пролетарская идеология, основная цель марксистской идеологии – не только правильно объяснить мир, но и революционно преобразовать его. Созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом идеология была первой в истории теоретической концепцией, которая открыто заявила, что защищает интересы определенного класса. Ее основная цель – социалистическая революция, диктатура пролетариата, установление общественной собственности на средства производства.

Марксистская концепция государства была дополнена и развита лидером и идеологом большевизма В.Лениным. Важнейшее положение ленинского учения о государстве – идея государства как орудия диктатуры господствующего класса.

В ХХ веке марксизм-ленинизм превратился в одно из самых влиятельных политико-идеологических течений в мире. В социалистических странах, являясь государственной идеологией, он был превращен в государственную религию, единственно возможное мировоззрение. Коммунистическая идеология была выведена из под критики, а ее основные положения стали критериями оценки всех остальных идеологий. Все это создавало условия для внутренней стагнации.

Возрождение коммунистической идеологии в новых условиях – дело очень сложное. Обновленная коммунистическая идеология развивается сближаясь с современной социал-демократией.

Теоретики социал-демократии – К.Каутский и Э.Бернштейн в основу своего учения взяли доктрину демократического социализма, или социализма с «человеческим лицом». Социал-демократы проповедуют приоритеты мирных, эволюционных средств достижения равенства и социальной справедливости, принцип постепенного реформирования буржуазного общества, пропагандируют идеи отказа от классовой борьбы и социальные партнерства.

В 20 – 30 – е годы ХХ века в Италии возникает фашизм – национал-социалистическая идеология, базой которой является расизм и элитаризм. Фашисты проповедуют идеи «величия нации», «избранной расы господ» арийского происхождения, а другие народы считают неполноценными, подлежащими порабощению или уничтожению. Фашисты взяли на идейное вооружение теорию немецкого философа Ф.Ницше о праве высшей расы в своих интересах отвергать нормы общественной морали. Фашистские теории служили теоретическим обоснованием политики геноцида покоренных народов.

От фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистические ни другие идеологии, стоящие на принципах политического переустройства общества, сохраняющего привилегированное положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона исторического процесса» и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.

В странах, где идет процесс становления национальных общностей и осуществляется консолидация государств на моно- или полиэтнической основе, серьезную политическую роль играют национальные идеологии. В целом идеологии этого типа выражают требования граждан, чьи интересы в повышении своего статуса связываются с национальной принадлежностью.

Как бы не были глубоко продуманы и обоснованы политические идеологии ни одна из них не будет принята массами, если они противоречат господствующим в обществе ценностям и идеалам, обычаям и традициям, на базе которых на протяжении многих веков формировалась политическая культура того или иного народа.

ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

ВОПРОСЫ: 1. Понятие политической культуры и ее структура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: