Речь.
Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При жизни обществом имелись больше возможности к общению друг с другом совместная деятельность членов общества вызвала необходимость сигнализации жестами, звуками. Первые слова были связаны с трудовыми операциями и обозначали действие, работу, а названия предметов появились позднее.
Недоразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи человека. Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через непосредственное раздражение органов чувств – первая сигнальная система. Но человек способен воспринимать сигналы словом – он обладает второй сигнальной системой.
Речь возникла на определенной ступени умственного развития наших предков и повлияла на дальнейшее развития мозга, на процесс мышления. Благодаря слову возможно отвлечение от реально существующих предметов и обобщение, т.е. абстрактное мышление, присуще только человеку.
Слово – важнейшее средство общения между людьми, передачи опыта старших поколений последующим и воспитания человека.
Возникновение речи усилило общение наших предков на почве совместного трудового процесса и, в свою очередь, способствовало развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием социальных и биологических факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение в эволюции человеческого общества. Все усложнявшиеся трудовые процессы изготовления орудий труда и предметов быта, членораздельная речь и жесты, мимика содействовали развитию головного мозга и органов чувств.
Развитие головного мозга, мышления, сознания стимулировало в то же время совершенствование труда и речи. Все полнее и лучше осуществлялась преемственность трудового опыта в поколениях. Только в обществе мышления человека могло достигнуть высокого развития.
Вопросы для самоконтроля
1.Определите место человека в системе животного мира
2.На основании, каких особенностей человека относят классу млекопитающих?
3.По каким признакам человека относят к отряду приматы?
4.Назовите основные движущие силы антропогенеза?
5.Какова важнейшая предпосылка эволюции человека?
6.Назовите социальные факторы эволюции человека?
7.Какой из факторов антропогенеза называют важнейшим?