И пунктуационных навыков в слуховом диктанте у младших школьников
Критерии сформированности семантико-синтаксических
Баллы | Качественные показатели |
2 балла | Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков (верный выбор пунктуационного знака в конце предложения, обозначение заглавной буквы в начале предложения, безошибочное отграничение речевых единиц на уровне предложения). |
1 балл | Небольшое количество нестойких семантико-синтаксических и пунктуационных ошибок, которые самостоятельно замечаются и исправляются. |
0 баллов | Наличие стойких, типичных семантико-синтаксических и пунктуационных нарушений – «просодико-интонационные функционально-значимые ошибки на письме»: 1) ошибочный выбор пунктуационного знака в конце предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак); 2) отсутствие обозначения заглавной буквы в начале предложения (написание со строчной буквы) или выделение другого слова заглавной буквой; 3) нарушение отграничения речевых единиц на уровне предложения, когда знак препинания выпадает или обозначается в другом месте. |
Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте оценивается на основе одного параметра: наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок.
|
|
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: – 2 балла. Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков.
ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: – 1 балл. Небольшое количество нестойких семантико-синтаксических и пунктуационных ошибок, которые самостоятельно замечаются и исправляются.
КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: – 0 баллов. Наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок.
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО И ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ
Логопед несколько раз читает текст, при прослушивании изложения выделяются основные мысли, их последовательность, фиксируются имена собственные, числовые данные, определяется стиль прослушанного текста и использование соответствующих выразительных средств языка и синтаксических конструкций; предлагается пересказать текст и составить план изложения. Затем учащиеся приступают к письменному пересказу услышанного текста. В ходе изложения даётся время для корректировки текста, проверки орфографии и пунктуации.
Задание: Прослушать текст, ответить на вопросы.
Вместе с учеником логопед составляет план изложения (метод логико-семантического анализа и синтеза прослушанного текста).
Текст прочитывается снова, и, пользуясь планом, школьник пишет изложение.
|
|
Тексты для изложения (для учеников 1 класса, второе полугодие)
1. Наступила зима. Выпал снег и укрыл черную землю пушистым одеялом. Реки покрылись льдом. В лесу не слышно веселых голосов птиц. На ветках деревьев лежит легкий снежок. (27 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Какое время года наступило?
2. На что похож снег?
3. Чем покрылись реки?
4. кто не поет в лесу?
5. что лежит на ветках деревьев?
2. Большая рыжая собака грелась на солнышке со своими щенятами. Вдруг она услышала жалобный писк. Собака подошла к пруду. Она увидела котенка, который чудом держался на поверхности. Собака бросилась в воду и вытащила малыша. (33 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Какая собака грелась на солнышке со своими щенятами?
2. Что услышала собака?
3. Куда подошла собака?
4. Где был котенок?
5. Что сделала собака?
Тексты для изложения (для учеников 2 класса)