Анализ радикальных изменений в системе дошкольного образования

Итак, ответим на первый вопрос введения: почему именно сегодня возникает вопрос о проведении комплексной диагностики в ДОУ? Чем это вызвано?

В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период: от использования унифицированной образовательной программы - к работе с детьми по вариативным программам в контексте методологии развивающего образования.

1. Детство — этап подготовки к будущей жизни. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Быть человеком - это значит не только быть таким, как все; владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

2. Только сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др.

3. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов.

4. Данные специальных исследований и опыт лучших детских учреждений показывают, что сама логика развития детских видов деятельности и детских форм познания мира, если ими разумно руководить, подводит к зарождению новых психических качеств и в конечном счете к переходу на новую ступень детства.

5. На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и индивидуальные особенности психики и поведения.

В связи с этими особенностями развития детей дошкольного возраста изменилось содержание, цели, задачи образовательного процесса в ДОУ. Автор предлагает сравнительный анализ содержания обучения в конце 80-х годов прошлого века и в начале нового века на основе концепции дошкольного воспитания (см. таблицу 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: