Разберем картинки. Звук Ш: шар, шапка, шуба, кошка. Звук Ж: жук, ежи, жаба, медвежонок.
Найди лишний цветок: роза, гладиолус, астра, ландыш. (Лишний — ландыш, т. к. он лесной цветок, а все остальные — садовые.)
Закончи предложение: Я сорвала.... Мне подарили.... В вазе стоят.... На клумбе растут....
Рассказ по серии картин «Куст розы».
АПРЕЛЬ. Ill неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Кто быстрее замотает нитки в клубок.
Я называю звуки. Как только вы скажете «СТОП», с этим звуком придумываете слова.
Сравни две картинки, назови 5 отличий.
Придумай предложения с предлогами.
Образец: Я иду в магазин за хлебом. Кошка залезла под диван.
ВТОРНИК
Тема: Труд колхозников весной
1. Познакомить детей с трудом колхозников весной.
2. Вспомнить, какая техника помогает колхозникам подготовить землю к посеву, посадке саженцев.
3. Предложить назвать, что колхозники сеют, а что сажают.
4. Уточнить знания о способах ухода за саженцами.
Схема для составления рассказа «Колосок»
СРЕДА
Развяжи узелки на большой и маленькой веревках.
Хлопни 1 раз, если в слове услышишь звук III, 2 раза, если услышите звук С. Цепочка слов.
Где звенит колокольчик? (Справа, слева, сзади, около.)
Подбери слова: мой...; мои...; моя...; моё...; он...; она...; они…; я…; мы…; ты...
Образец: Мой мишка сидит на диване. Мои книжки стоят на полке. Моя мама — самая лучшая на свете.
ЧЕТВЕРГ
Тема: Дифференциация звуков Ш, С
1. Закрепить понятие «согласные звуки», вспомнить, чем отличаются согласные звуки от гласных.
2. Учить выделять заданный звук (Ш, С) на фоне слова и из слова, определять место звука в слове.
3. Думай и рисуй.
4. Игра «Разберем картинки». Девочки отбирают картинки со звуком С, мальчики отбирают картинки со звуком Ш.
5. Работа над связной речью. Придумывание предложений с названием предметной картинки.
ПЯТНИЦА
Кто быстрее заплетет косички.
Игры с фишками. Кто больше придумает слов со звуком С (Ш).
Посмотри, запомни, повтори (от 3 до 5—6 картинок).
Игра с мячом «Большой—маленький»: дом — домик; ухо — ушко.
Твои планы на выходные дни?
АПРЕЛЬ. IV неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Я назову звук, ты — слово. Ш, С, М, П, Т, К.
Назови, что перепутал художник. Закрепить знание характерных признаков времен года (весна, зима).
Закончи предложение. Кто пришел, а кто ушел? Я принес —.... Ты унес —....
Работа над диалогической речью. Учить задавать вопросы друг другу. Разговор по телефону.
ВТОРНИК
Тема: Весна
1. Закрепить знания детьми характерных признаков весны.
2. В процессе наблюдений отмечать изменения, которые произошли в природе. Учить детей грамматически правильно оформлять свои наблюдения, выводы в речи.
Работа над согласованием существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
Предложить со словом «весна» придумать предложение. Дать образец.
Работа над наращиванием предложений.
Образец: Весной тает снег, бегут ручейки. Весной тает снег, бегут маленькие, блестящие на солнце ручейки.
СРЕДА
Соедини буквы с картинкой: буквы—Ж, 3; картинки — жук, ужи, часы, зайка, ежата, забор.
Подбери слова: я —мы —...; они — мой — моя — мое — мои —.... Дать образец.
Беседа по теме «Весна».
ЧЕТВЕРГ
Тема: Дифференциация звуков Ж, 3
1. Закрепить знания о понятии «согласные звуки», вспомнить, чем согласные звуки отличаются от гласных.
2. Предложить определить по картинкам, с каким звуком будем придумывать слова. Картинки: жук, ежата, жираф — звук Ж, зайка, зонт, коза — звук 3.
Игра «Думай и рисуй».
С названием любой картинки придумать предложения. Поощрять развернутые предложения.
ПЯТНИЦА
Разберем картинки по конвертам. Желтый конверт — жук, жираф; зеленый конверт — зонт, зайка и т. д.
Назови лишнее слово: коза, роза, зайка, лук. Объясни почему?
Игра с мячом. Назови обратное по смыслу слово.
Расскажи о планах на выходной день.
МАЙ I неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема: Мой город
1.Уточнить знания детей о городе, в котором они живут.
2. Вспомнить названия исторических памятников, главной площади, проспекта, реки.
3. Игра. По картинке узнай и назови, что это: памятник, мост, музей, театр.
4. Предложить вспомнить, в какие музеи дети ходили с родителями. Что запомнилось?
5. Показать видеофильм о городе.
6. Воспитывать чувство любви к городу.
ВТОРНИК-СРЕДА
Выходной день. Праздник 1 Мая.
ЧЕТВЕРГ
Автобусная экскурсия по городу
1.Вспомнить названия главных улиц, площадей, рек города.
2. Учить детей слушать и запоминать информацию экскурсовода.
3. Предложить детям вспомнить и прочитать стихи о городе.
4.Напомнить правила поведения в автобусе, музее, на улице.
5. Предложить дома нарисовать свои впечатления от увиденного на экскурсии (для конкурса детского рисунка «Мой город»).
ПЯТНИЦА
Из частей составь здание города. Назови, что это?
Игра. Я назову звуки, а ты составь слово: Р, А, К — РАК; К, М, А - МАК; К, С, О - СОК.
Показать детям картинки с изображением памятников древних городов. Например, Красной площади. Посмотри и скажи, каких памятников и архитектурных зданий нет в нашем городе.
Подбери слова: город - какой? улица - какая? река - какая? мосты — какие?
Игра «Ты - экскурсовод». Расскажи о своем городе.
МАЙ. II неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Развяжи узелки на тонкой веревке.
Игра. Я назову звук, ты слово. С - сад, Ш - (...).
Игра «Кто позвал?». Учить менять тембр голоса, интонацию.
Назови обратное по смыслу слово: далеко - близко; хороший - плохой: пришел — ушел.
Сочиним рассказ про путешествие гномика. На столе перевернутые предметные картинки. Ребенок переворачивает картинку и придумывает с ее названием предложение. Образец: Гномик пошел в лес и увидел зайчика на зеленой полянке.
Следующий ребенок с названием предметной картинки старается придумать предложение с учетом развития сюжета.
ВТОРНИК
Теме: Плоды и семена
1. Сравнить плоды и семена, найти различия.
2. Вспомнить способы ухода, чтобы из семян получить плоды.
3. Рассмотреть семена овощей: редиски, морковки, огурцов, салата.
4. Дидактическая игра «Подбери к листику плод».
5. Работа над связной речью. Рассказ «Клубничка»
СРЕДА
Праздник 9 Мая. Выходной день.
ЧЕТВЕРГ
Тема: Звук Л
1. По слуховому восприятию определить, какой звук пишется в каждом слове: лопата, лук, лак, пила, лоб (звук Л).
2. Анализ и синтез слова ЛУК. Работа над схемой.
Схема: О О
3. Игра «Разберем картинки». С подноса взять только те картинки, в названии которых есть звук Л.
Выяснить, почему на подносе остались картинки: дом, машинка, мяч, собака.
4. Игра. Кто больше нарисует предметов, в названии которых есть звук Л.
5. С названием любой картинки придумать предложение.
ПЯТНИЦА
Игра. Кто больше нарисует предметов, в названии которых есть звук Л: лопата, лодка, лук, луна.
Игра. Цепочка слов. Хлопни, если в слове услышишь звук Л.
Слова: сок, дом, лоб, мама, папа, пол.
Подбери слова. День - какой? Ты — какая? Они — какие? Солнце — какое?
Придумай предложение с названием трех предметных картинок. Картинки: садовник, куст розы, ваза.
МАЙ. III неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Игры с мелкими предметами: шарики, карандаши, ниточки.
Кто больше придумает слов к схеме: О О
Отобрать картинки к схеме (дом, кот, собака, цветок, лук, машина, шар).
Сравни две бабочки. Найди сходства и различия.
Измени слово. Кошка кошечка — киска — котенок — кисулька и т. д. Таня - Танечка - Танюшка — Танюлечка.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» — отгадай на ощупь, какие предметы в мешочке (кукла, мяч, самолет, машинка).
ВТОРНИК
Тема: Насекомые
1. Уточнить знания детей о насекомых.
2. Вспомнить, какие насекомые летают, прыгают, ползают.
3. Укусы каких насекомых причиняют пользу, каких - вред?
4. Сравнить комара и жука — чем похожи и чем отличаются?
5. Какие звуки издают насекомые? Жужжит —пищит — стрекочет—....
6. Рассмотреть картинки, как из гусеницы получается бабочка. Показать коллекцию бабочек.
7. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
СРЕДА
Составь из мозаики гласные и согласные буквы.
Придумай слова, которые будут начинаться с того звука, букву которого ты составишь из мозаики.
Прослушивание записи. Кто пищит, кто жужжит, кто стрекочет? Отгадай.
Закончи предложение. Я иду —.... Они идут —.... Мы пойти —.... Он идет —.... Она идет —....
Составление описательного рассказа о бабочках. Дать образец рассказа.
ЧЕТВЕРГ
Тема; Звук Р
1. Предложить на слух определить, какой новый звук встречается в словах: рак, радуга, ракета, игра, комар.
2. Учить детей определять место звука в слове: Р — рак; Р — марка; Р - повар.
3. Учить на слух определять нужный звук. Игра. Хлопни, если в слове услышишь звук Р: кот, рот, нос, дом, рак, над, пух, пёс, хор, двор.
4. Составление рассказа по серии картинок «Игры детей летом»: вспомнить приметы лета; предложить рассказать по серии картинок; сравнить игры весной и летом.
ПЯТНИЦА
Развяжи узелки на толстой и тонкой веревках.
Игра. Я звук - ты слово. М - мак. Р - рак. К - кот. С -сок
Нелепицы. Слушай и поправляй: Пошла Таня зимой гулять, одела шапку, шарф, кофту, ботинки и выбежала на улицу.
Придумай предложение, употребляя предлоги:
Завтра выходные дни. Где и как ты их проведешь?
МАЙ. IV неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Цветочки.
Я начну слово — ты закончи: маК, со..., ко..., лу..., ва..., па..., ша..., но...
Что не так? Поправь: Оля рисовала лису и нарисовала ей полосатый длинный хвост. Мама купила фрукты: сливу, арбуз, морковку, яблоки.
Назови, какого цвета ты нарисовала цветочки (2 красных цветочка, 2 синих, 2 зеленых, 2 желтых).
Твои цветочки увидела девочка, что произошло? Расскажи. Составление творческого рассказа.
ВТОРНИК
Тема: Беседа о весне
1. Предложить по картинкам определить периоды весны: начало, середина, конец. Уметь объяснить, почему эта картинка соответствует началу весны.
2. Сравнить начало и конец весны: чем отличаются, чем похожие
3. Вспомнить первые цветы, первых птиц, первых насекомых.
4. Вспомнить, что делают колхозники на полях? Какие машины облегчают их труд?
Схема для составления рассказа о весне
1) приметы весны;
2) первые птицы (грач, скворец);
3) первые цветы (подснежник, мать-и-мачеха);
4) насекомые (бабочка, божья коровка, стрекоза);
5) игры детей весной.
6. Какое время года наступает за весной?
СРЕДА
Цветные клубочки.
Я покажу букву — ты слово. М — мама. А - арбуз. К -кот.
На полотне буквы, которые я назвала, а кто прочитает слово? (МАК). Игра «Эхо» — воспроизведение шепотной речи.
Игра с мячом. Назови обратное по смыслу слово: далеко — близко; хороший - плохой; сладкий - горький.
Игра «Слово к слову получается предложение»:
Логопед: Оля...
Ребенок: рисует...
Логопед: красивую...
Ребенок:: куклу и т. д.
ЧЕТВЕРГ
Тема: Дифференциация звуков Р — Л
1. Закрепить понятие «согласные звуки».
2. Учить определять место звука в слове, отбирать картинки с заданным звуком, придумывать слова.
3. Анализ и синтез слов РАК и ЛУК. Составление схемы к этим словам.
Схема: О О
Спросить, почему слов два, а схема одна?
4. Упражнять в придумывании слов к схеме.
5. Составление рассказа о весне.
Картинки: солнце, мяч, цветы, бабочка, дерево с зелеными листочками, качели, девочка, мальчик в легкой одежде.