Содержание рабочей программы.
Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
Медицинская радиология-область медицины, разрабатывающая теорию и практику применения излучения в медицинских целях.
Медицинская радиология включает в себя две основные медицинские дисциплины: лучевую диагностику и лучевую терапию.
Лучевая диагностика и лучевая терапия являются клиническими дисциплинами, охватывающими все стороны применения инфракрасных, ультразвуковых, рентгеновских, радиоактивных излучений и магнитного резонанса в области здравоохранения, т.е. в целях изучения нормального организма, а также для профилактики, диагностики и лечения. Вместе с тем эта наука включает радиобиологию, изучающую действие ионизирующих излучений на живой организм, а так же отдельные специальные отрасли физики и техники.
1.Цель обучения на кафедре общей хирургии с лучевой диагностикой и лучевой терапией у студентов 4 курса лечебного факультета:
- Обеспечить обучающихся необходимой информацией для овладения знаниями в области лучевой диагностики и терапии для дальнейшего обучения.
|
|
- Развить навыки анализировать результаты лучевой диагностики различных заболеваний.
- Рациональному использованию современных диагностических возможностей в поликлинике и стационаре.
- Научить основным принципам организации лечебно –диагностической помощи населению с использованием ионизирующих излучений в медицинской практике.
- Научить организации работы врача-рентгенолога в поликлинике и в стационаре.
- Использованию в своей работе основных достижений современной науки.
Задачи изучения дисциплины:
- Научить студентов навыкам общения с пациентом различного возраста.
- Познакомить студентов с методами лучевой диагностики различных органов и систем, показаниями к ним, информативностью их.
- Усвоить лучевую анатомию и лучевую семиотику поражений различных органов и систем.
- При изучении лучевой терапии особое внимание уделяется биологическому действию излучений, вопросам радиационной безопасности, методам лучевой терапии и показаниям к ним.
Выполнение вышеуказанных задач для достижения обозначенных целей возможно при наличии у студентов знаний умений и готовностей, приобретенных в результате освоения предшествующих дисциплин:
-нормальная и патологическая анатомия;
- нормальная и патологическая физиология;
- медицинская и биологическая физика;
-иностранные языки с курсом латинского языка;
-общая химия;
-микробиология и вирусология;
-клиническая иммунология;
-клиническая фармакология,
|
|
-внутренние болезни и хирургические болезни.
Полученные знания необходимы для дальнейшего изучения хирургии, терапии,
гинекологии, ЛОР - болезней, неврологии, травматологии, ортопедии и т. д.
Выполнение задач дисциплины достигается не только семинарским и лекционным методом обучения, но прежде всего самостоятельной работой под контролем преподавателя.
Студент должен полностью освоить все должностные обязанности врача-рентгенолога: вести прием больных, правильно назначить и провести метод исследования, заполнить всю медицинскую документацию.
При этом в самостоятельной работе должен присутствовать обучающий компонент в виде обсуждения с преподавателем обоснованности и правильности решенных вопросов, исправление допущенных ошибок и др.
Формы организации обучения и виды контроля:
Программа обучения по дисциплине «Лучевая диагностика и лучевая терапия» для студентов лечебного факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение 7 семестра и включает 12 лекций, 52 часов аудиторной практической подготовки и 38 часов внеаудиторной самостоятельной работы.
В ходе обучения используются нижеследующие формы контроля знаний.
1.Текущий контроль в процессе самостоятельной работе.
2.Контроль в течение цикла:
а) Тестовый контроль по теме занятия.
б) Устный контроль.
в) Описание рентгенограмм.
г) Решение ситуационных задач по пройденному материалу.
д) 2 модуля и итоговое тестирование.
3. Экзамен.
- Студент должен знать:
- принцип получения изображения при лучевых методах диагностики (рентгенологический, ультразвуковой, радионуклидный методы, компьютерная и магнитно-резонансная томография);
- диагностические возможности различных методов лучевой диагностики;
- основные лучевые признаки заболеваний:
1. Лучевые признаки травматических повреждений костей и суставов.
2. Лучевые признаки остеомиелита, туберкулёза, доброкачественных и злокачественных заболеваний костно-суставной системы, остеохондроза.
3. Лучевые признаки заболеваний легких и сердца.
4. Лучевая диагностика заболеваний органов пищеварения.
5. Лучевая диагностика инсульта и ишемии мозга.
6. Лучевые признаки «неотложных состояний».
7. Лучевые признаки заболеваний печени и желчного пузыря.
8. Лучевые признаки заболеваний в нефрологии и урологии.
9. Лучевые признаки поражения сосудов.
10. Лучевые признаки заболевания щитовидной и молочных желез.
Студент должен уметь:
- собрать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента;
- определить целесообразность, вид и последовательность применения методов лучевой диагностики. Опознать вид лучевого исследования;
- установить противопоказания к применению методов лучевой диагностики;
- дать рекомендации по подготовке к лучевому обследованию;
- опознать изображение органов человека и указать их основные анатомические структуры на результатах лучевых исследований (томограммах, рентгенограммах и т.д.);
- анализировать результаты лучевой диагностики с помощью протокола лучевого исследования или консультации специалиста лучевой диагностики;
- определить лучевые признаки «неотложных состояний» (кишечная
непроходимость, свободный газ в брюшной полости, пневмо- гидроторакс, травматические повреждения костей и суставов, желчнокаменная болезнь, мочекаменная болезнь);
- решать деонтологические вопросы, связанные с проведением лучевой
диагностики и терапии.
- проводить самостоятельную работу с учебной, научной и нормативной
справочной литературой, а также с медицинскими сайтами в интернете.
- распознать по результатам лучевых обследований кариес, периодонтит, пародонтит, кисты и травмы челюстей, сиалоденит.
|
|
Студент должен иметь представление:
- о видах электромагнитных и ультразвуковых излучений;
- об алгоритмах лучевых исследований;
- об лучевых признаках основных патологических состояний органов и систем человека;