Факторы снижения работоспособности в экзаменационный период

Отмеченное снижение работоспособности студентов во время экзаменов является следствием воздействия большого числа неблагоприятных факторов.

Прежде всего, в период экзаменов резко возрастают объем, продолжительность и интенсивность учебного труда студентов, мобилизация всех сил организма. В период экзаменов, при средней продолжительности самоподготовки по 8-9 ч в день, интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85-100%. В то же время резко сокращается физическая активность, значительно сокращается пребывание студентов на свежем воздухе, у некоторых студентов нарушаются режим сна и питания.

Во-вторых, экзамены для студентов являются мощнейшим эмоциогенным фактором в студенческой жизни. В ходе экзаменов подводятся итоги учебной работы за семестр, и при этом часто решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, о получении стипендии, гранта. Экзамены являются важным проявлением самоутверждении личности. При этом ситуация экзаменов всегда характеризуется неопределенностью исхода, что повышает их эмоциогенное воздействие. Многократно повторяющиеся экзаменационные ситуации сопровождаются выраженными эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает состояние выраженной эмоциональной напряженности. В результате не менее трети студентов испытывают перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, до двух третей отмечают нарушения сна в период сессии. У многих студентов устойчиво повышаются частота сердцебиений и артериальное давление, особенно в момент экзаменационного ответа, что в будущем может служить предпосылкой к развитию гипертонической болезни. У некоторых студентов отмечается снижение общего самочувствия, отмечается снижения массы тела за период экзаменов на 1,5-3,5 кг, причем оно в большей степени было присуще тем студентам, обнаруживавшим в период экзаменационной сессии большее эмоциональное напряжение.

Степень эмоционального напряжения на экзаменах выше у студентов со слабой успеваемостью. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, обнаруживают меньшие функциональные сдвиги, которые у них быстрее возвращаются к норме. Унетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Это показывает, что уровень физической подготовленности в большой степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.

Состояние организма студента в различных режимах обучения

В процессе занятия умственным трудом, в том числе, учебным трудом, максимальная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел – головной мозг, обеспечивающий протекание необходимых психических процессов.

Отрицательное воздействие на организм оказывает длительное пребывание в “сидячей” позе, характерной для лиц умственного труда. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже уровня сердца, уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение тканей и внутренних органов, в том числе мозга. Ухудшается движение крови и по венам и артериям головного мозга. Кроме того, уменьшение объема движений диафрагмы оказывает негативное влияние на функции дыхательной системы и также ведет к уменьшению насыщения крови кислородом.

Умственная деятельность, связанная с эмоциональными перегрузками, нервно-психическим напряжением, напряженная работа в условиях дефицита времени или высокой ответственности за результат, ведет к дополнительным нагрузкам на сердечно-сосудистую систему, что также оказывает негативное влияние на циркулярный аппарат кровообращения.

Изменения обычно более выражены у студентов, совмещающих учебу с дополнительной работой, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом, кто имеет существенные отклонения в своем здоровье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: