Таблица 2. Классификация
Классификация направлений
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ К ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
Вызывающее изменения в его психике и поведении.
Аутосуггестия – самовнушение.
Медитативные техники чаще всего используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции. Но на первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.
Некоторые из специалистов используют на тренингах трансовую суггестию - погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков.
Это достигается за счет реализации комплекса суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза), тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер (высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем).
|
|
Впервые на русском языке достаточно широкий спектр методов группового психологического воздействия систематически изложен и проанализирован в работах К.Рудестама (1993, 2001). В своей классификации видов групп он опирается на два наиболее существенных параметра – степень осуществления руководителем ведущей Оли в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции (рациональные и аффективные группы). Но такой подход предполагает включение групп одного и того же типа в разные классы.
Ж.Годфруа (1992) предлагает разделить методы психотерапии на две категории: интрапсихическую и поведенческую (см. Таблицу 2). «Если интрапсихическая терапия предполагает воздействие на восприятие, мысли и побуждения человека, то поведенческая стремится только изменить или устранить у него те формы поведения, которые будут сочтены неадаптивными» (Ж.Годфруа, 1992, с. 157-158).
Группы интрапсихического направления | Поведенческие группы |
Группы встреч, Психоаналитические группы, Гештальт-группы, Группы транзактного анализа, Группы, использующие психосинтез, Группы арт-терапии. | Т-группы, группы тренинга умений, Группы телесной терапии, Группы танцевальной терапии, НЛП-группы, Психодраматические группы. |
Одним из самых очевидных способов классификации является рассмотрение методов групповой работы в рамках основных психологических и психотерапевтических подходов современности.
Поведенческий подход рассматривает неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Цель – формирование у обратившегося за помощью человека оптимальных поведенческих навыков, что реализуется с помощью следующих методов:
|
|
Ø позитивного и негативного подкрепления (направлены на разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и /или замену ее новой);
Ø наказания (сочетание неприятного воздействия с ситуацией, обычно приятной);
Ø систематической десенсибилизации (сочетание состояния релаксации с предъявлением ситуации, вызывающей тревогу);
Ø викарного научения (обучение через наблюдение предъявляемых моделей оптимального поведения).
Содержание тренинга диктуется теми задачами, которые ставит перед собой ведущий группы.
Психоаналитический подход подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.
Разновидности психоаналитического подхода: индивидуальная психология А.Адлера, аналитическая психология К.-Г.Юнга, эго-психология (А.Фрейд, рассматривавшая Эго как творческую адаптивную силу), неофрейдизм (Хорни, Фромм, Салливан, рассматривавшие роль социальной среды в формировании личности), теоретики объектных отношений (М.Клейн, Г.Кохут, подчеркивающие важность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и первичными фигурами, обеспечивающими ребенку уход).
Основные принципы и этапы классической психоаналитической терапии (по З.Фрейду):
Ø основной элемент психики – инстинкт, их количество ограничено, поэтому проблемы клиентов во многом схожи;
Ø если инстинкт удовлетворить невозможно, он подавляется подавленные инстинкты – внутренние конфликты;
Ø любая настоящая проблема клиента – неразрешенный конфликт из прошлого;
Ø внутренние конфликты в процессе подавления становятся неосознаваемыми, поэтому, цель терапии – осознание и разрешение внутренних конфликтов.
Инсайт – внезапное понимание (постижение) чего-либо; приобретение