«Детали машин. Разъёмные и неразъёмные соединения»
Отдельные части, из которых состоят механизмы и машины, называются деталями машин. Деталью машины считают часть, состоящую из целого куска материала, т.е. которую изготавливают без сборочных операций. Группа деталей, объединенных общим назначением и работающих в комплексе, называется сборочной единицей. Сборочная единица — это изделие, составные части которого в процессе сборки соединяются между собой свинчиванием, сочленением клейкой, сваркой, пайкой, опрессовкой*и т. д., например станок, редуктор, башня башенного крана, маховичок из пластмассы с металлической арматурой и т. д.
Некоторые детали можно встретить в любой машине (болт, гайка, шпонка, вал). Другие же применяются только в одном или нескольких типах машин (ковш, поршень, шатун, крюк). Первые из них называют деталями общего назначения, вторые — специального назначения.
В отношении возможности разборки соединения подразделяются на разъемные и неразъемные.
Разъемными называются соединения, которые допускают разборку деталей машин без разрушения, соединяющих или соединяемых частей, называются разъемными.
К разъемным соединениям относятся:
— резьбовые,
— шпоночные,
— шлицевые,
— штифтовые,
— профильные,
— штыковые.
Разъемные соединения применяются в тех случаях, когда по условиям работы соединения периодически (в определенное или неопределенное время) требуется разборка и сборка его частей.
Неразъемными называются соединения, допускающие разборку деталей машин только после их полного или частичного разрушения, называются неразъемными.
К неразъемным относятся соединения:
— заклепками,
— сваркой,
— пайкой,
— склеиванием,
— замазкой,
— прессовые,
— развальцовкой,
— гибкой,
— заформовкой.
Неразъемные соединения применяются в тех случаях, когда в разборке их нет необходимости.
Рис. 1. Общая классификационная схема соединений
Не все из указанных на схеме соединений применяются одинаково широко. Многие из них имеют большое количество подтипов. Рассмотрим только важнейшие и наиболее интересные из них.