Признание своей ошибки. Старец Паисий

ДОБРОТА -- ВРЕДИТ НЕРАСКАЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

-- Геронда, помню, как-то Вы меня так отругали...

-- Если понадобится, я тебя еще раз отругаю, чтобы мы все вместе пошли в Рай. Но уж на этот раз я приму драконовые меры!.. Ведь у меня какой правило: сперва даю человеку понять, что он нуждается в том, чтобы его отругали, а уже потом снимаю с него стружку. Правда, хороший метод? Я вижу, как человек совершает какой-нибудь серьезный проступок, ругаю его за это и -- понятное дело -- становлюсь "злюкой". Но что я могу поделать? Успокаивать каждого в его страсти, чтобы казаться добреньким, а потом всей честной компанией оказаться в Аду? Когда человек, которого я отругал или же сделал замечание, расстраивается, то меня за это никогда не мучает совесть, потому что я ругаю человека от любви к нему, для его же собственного блага. Я вижу, что человек не понимает, насколько он ранил Христа тем, что сделал, и поэтому ругаю его. Ругая человека, я испытываю боль, переутомляюсь, однако моя совесть не мучает меня за это. Потом я могу спокойно -- без исповеди -- идти ко Святому Причастию. Я испытываю в себе утешение, радость. А утешение и радость для меня -- спасение души.

К примеру, ты делаешь мне какое-то зло, и я тебя прощаю. Ты снова делаешь мне еще какое-то зло, и я снова тебя прощаю. У меня-то все в порядке, но если ты -- не исправляешься от того, что я тебя прощаю, то твое состояние очень тяжелое. Другое дело, если ты хочешь исправиться, но не можешь сделать это до конца. Однако ты должна постараться исправиться, насколько возможно. Ты не должна успокаивать свой помысл и говорить: "Раз он меня прощает, то у меня все замечательно и нет повода для беспокойства. Расстраиваться не нужно".

Человек может грешить, однако, когда он кается, плачет, просит прощения, хочет исправиться, тогда у него есть ОСОЗНАНИЕ Греха и духовник должен -- его прощать. А вот если человек – НЕ КАЕТСЯ и продолжает свою тактику, то тот, кто несет ответственность за его душу, не может относиться к этому НЕ СЕРЬЕЗНО. Неразумная Доброта -- ВРЕДИТ нераскаянному человеку.

-- Геронда, Авва Исаак говорит, что в молитве надо чувствовать себя подобно ребенку. -- Да, надо чувствовать себя ребенком, но ребенком непослушным. Надо осознавать, что ты огорчил своего Отца, и оплакивать это. Тогда ты ощутишь божественную ласку. Не надо говорить так: "Я ребенок, и поэтому Бог должен меня любить и меня прощать, так что я могу выкидывать разные фокусы".

-- Геронда, я прочитала у святого Григория Нисского, что для того, чтобы называть Бога Отцом, мы должны достичь бесстрастия, в противном случае -- это "брань и поношение". -- Не волнуйся, глупенькая. Святитель написал это для тех, кто живет праздно и грешно. Однако, если, согрешая, человек глубоко осознает свою вину, он может называть Бога Отцом. -- Геронда, я чувствую себя великой должницей по отношению к Богу, и это причиняет мне боль.

-- С того момента, как ты начинаешь чувствовать себя должницей Бога и смиренно говорить "Согреши́х, Бо́же мо́й", Бог прощает тебя, помогает тебе и дает тебе -- Свою Благодать. И если в этом состоянии тебя застанет смерть, ты спасешься. Ведь ты же не просто называешь себя должницей и одновременно продолжаешь катиться по наклонной плоскости. Нет -- ты подвизаешься. Ты не находишься в бесовском состоянии -- Боже упаси! Ведь с Божией помощью здесь, в монастыре, все сестры худо-бедно находятся в покаянии. А кроме того, знай, что, ощущая себя в состоянии никуда не годном, духовный человек приемлет Божественную Благодать.

Когда в разговоре со мной кто-то с болью говорит о себе "Я такой, сякой, эдакий", то я радуюсь, потому что если человек признает свои погрешности, то он от них освободится. Как-то на Афоне я случайно набрел на хижину, в которой жил один человек вместе с кошками и собаками. Боясь пожара, он даже не зажигал огня для тепла. Этот человек был забыт и оставлен всеми! Мне стало за него больно, но, когда я стал выражать ему свое сочувствие, он ответил: "Не жалей меня, монах. Я должен помучиться. Если бы ты знал, сколько я всего натворил, ты бы меня не жалел. Для меня и те условия, в которых я живу сейчас, чересчур хороши". Но разве Бог не устроит спасение такого человека -- какие бы грехи он ни совершил раньше? Недавно [3], когда я был в больнице, ко мне подошла одна женщина, руки которой были настолько исколоты от переливания крови, что на них было страшно смотреть! Там буквально не было живого места! "Во мне нет ничего доброго, — говорила мне она, -- может быть, Бог пожалеет меня и возьмет в Рай. Ведь у меня есть такой-то порок, такой-то недостаток". -- и она обличала себя в целой куче разных недостатков. Какой же тонкой работой по отношению к себе она занималась! Я не видел другого человека, находящегося в подобном состоянии!

-- Геронда, я слышала, как один человек говорил: "У меня есть помысл, что [судя людей] Христос отнесется к нам со снисходительностью". Это правильный помысл?

Если у человека есть большое смирение, если он ОСОЗНАЁТ свои ОШИБКИ, в высокой степени ОЩУЩАЕТ свою ВИНУ и страдает, тогда Христос "Отнесется" к нему со снисхождением и его ПРОСТИТ. "Дитя Мое, -- скажет Христос этому человеку, -- перестань об этом думать. Это все в безвозвратном прошлом". Однако, если, не осознавая своей вины, человек успокаивает свой помысл тем, что Христос "Отнесется" к нему со снисхождением и милосердием, то это очень опасно. Что же получается, что Христос даст награду грешникам?

Доброе познание себя приводит Бога в умиление и дает нам Божественную помощь и райскую радость. Однако, если бы мы могли получить помощь и без познания себя, Бог не требовал бы от нас даже этого. -- Геронда, Вы сказали "Доброе познание себя". А бывает и недоброе познание себя? -- Да, можно, имея ошибочное познание своего внутреннего человека, оправдывать себя и успокаивать свой помысл. Поэтому, говоря, что у человека есть осознание ошибки, я имею в виду то, что он прилагает хотя бы малое старание исправиться. К примеру, я должен тебе пятьсот тысяч драхм. При встрече с тобой я говорю: "За мной должок -- пятьсот тысяч", однако возвращение долга меня не беспокоит, я просто признаю за собой долг. Проходит немного времени, я снова вспоминаю об этом и снова говорю тебе: "Да, да, за мной должок". Но это не означает осознания долга. Действительно осознавая за собой долг, человек не спит: он ищет способ его отдать. И в этом случае слова: "Я тебе должен" -- он произносит таким тоном, что заимодавец получает извещение о том, что отдача долга действительно волнует должника.

Признание своей ошибки всегда -- БОЛЕЗНЕННО. Человек корит себя, что поступил необдуманно, самонадеянно, глупо. Последнее давит больше, и как говорил Тургенев: "Нет ничего тягостнее -- сознания только что сделанной Глупости".

Особенно тяжело сознавать это в вопросах Духовного бытия, когда пытаемся утвердиться на мудрости человеческой и забываем, что "Мудрость мира сего есть безумие пред Богом" (1Кор.3:9); следуем за теми, кого почитаем за мудрецов, очаровываемся ими и забываем, что "Розовые очки" снимаются вместе с кожей. А грехи? Исправляться и надеяться на милость Божию!

ГОРДЫЙ ЧЕЛОВЕК ВМЕСТО ДУХОВНОГО ВЗЛЁТА -- ПАДАЕТ.

- Геронда, у меня уже нет температуры.

- Хорошо, я очень рад, что нет, слава Богу, а то очень тяжело тебе было. Надеюсь, что и в Духовной жизни температура тоже пройдёт, только нужно разобраться с Гордостью, от которой она происходит. На самом деле Гордость такая вещь, что может вызвать не только повышение Духовной температуры, но и сильный жар – тяжкие грехи. Чем сильнее Гордость, тем выше -- Духовная температура, тем БОЛЬШЕ человек СОВЕРШАЕТ -- Грехов и Ошибок.

- Геронда, почему я легко впадаю в Гордость?

- Если ты легко впадаешь -- в Гордость, это означает, что ты ИМЕЕШЬ -- ВЫСОКОЕ о себе Мнение. Думаешь, что ты что-то из себя представляешь -- ОСОБЕННОЕ. Человек не стал бы гордиться, если бы не думал, что он что-то из себя – представляет Особенное и чем-то он стал -- ЛУЧШЕ других.

Человек, высоко о себе -- МНЯЩИЙ, находится во МГЛЕ -- Гордости и потому – НЕ ИМЕЕТ духовного Зрения – НЕ ВИДИТ своих ГРЕХОВ, потому и не может разглядеть дарования и достоинства, которые имеют другие люди. Как могут к Гордому человеку -- Прийти ВЫСОКИЕ и чистые мысли от Бога, если он ЗАНЯТ -- Высокими мыслями о себе?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: