Индивидуальный урок

Контры с выбором на простые и сложные действия

Контры с выбором на сложные действия

Сабля. Упражнение 1. Дистанция средняя, 3-я пози­ция, атакующий — обман ударом по маске, удар по лево­му боку или наоборот.

Упражнение 2. То же, что упражнение 2 для сабли­стов, атака та же.

Упражнение 3. То же, что упражнение 3 для сабли­стов, атака та же.

Из 10 попыток: 1-я группа — 4 поражения, 2-я — 5, 3-я — 6.

Рапира — шпага. Упражнение 1. Из 6-го нейтраль­ного соединения обман прямо — перевод или два^ пере­вода.

Упражнение 2. Атака та же при челночных пере­движениях обороняющегося у стенки.

Упражнение 3. Дистанция средняя, 6-е позиции. Ата­ка — обман во 2-й сектор, укол в 4-й или наоборот.

Из 10 попыток: 1-я группа — 3 поражения, 2-я — 4, 3-я — 6.

Сабля. Упражнение 1. Дистанция средняя, третьи позиции, атака по маске или обман по маске, удар по левому боку.

Упражнение 2. То же, что упражнение 2 для сабли­стов, атака та же.

Упражнение 3. То же, что упражнение 3 для сабли­стов, атака та же.

Из 10 попыток: 1-я группа — 4 поражения, 2-я — 6, 3-я — 7.

Шпага — рапира. Упражнение 1. Дистанция средняя, 6-е нейтральное соединение, атака — перевод или два перевода.

Упражнение 2. Атака та же, защищающийся выпол­няет шаги вперед-назад.

Упражнение 3. После «вспугивания» партнера атака переводом или двумя переводами.

Из 10 попыток: 1-я груп­па — 5 поражений, 2-я — 6, 3-я — 8.

Индивидуальный урок — ведущий метод тренировки квалифицированного спортсмена, осуществляемый препо­давателем-тренером с одним занимающимся.

Как правило, тренер на протяжении многолетних занятий с учеником, изучив слабые и сильные стороны своего подопечного, имеет широкие возможности углу­бленно работать над ними, развивая «своизмы» спорт­смена. Только тренер — мастер своего дела в уроке мо­жет создавать противоположные и быстро меняющиеся боевые ситуации не в ущерб техническому совершенство­ванию ученика, постоянно корректируя тактические нюан­сы боевой схватки или отдельным фрагментам боя.

По педагогическим задачам индивидуальные уроки де­лятся на учебно-тренировочные, тренировочные уроки вольного боя с тренером и разминочно-соревновательные. Это деление условно, так как на каждом их них тренировка боевого действия имеет технические и тактические задачи.

Предлагая ученику фрагменты различных учебных боевых эпизодов, взятых из практики боя, тренер посто­янно должен ощущать степень их боевой достоверности.

Математиками подсчитано, что в рапире, оружии только колющем, теоретически существует 12 тысяч на­ступательных комбинаций. Мы рассматриваем здесь только основные практические положения тренера и уче­ника, могущие служить поводом для начала результа­тивной, действительной атаки. Эти поводы для атаки чисто внешние, связанные в большинстве случаев только с «так­тикой приема» при относительно широкой амплитуде действий тренера вооруженной рукой и его акцентиро­ванными передвижениями.

Предлагаем некоторые из них:

а) вызовы атаки ученика, достигаемые перемещением оружия тренера из одной закрытой позиции в другую, обусловленную позицию (или соединение), открывающие сектор определенной поражаемой поверхности (например, в сабле тренер, находясь в 5-й позиции, меняет ее на 3-ю, приглашая ученика атаковать по маске);

б) как частный усложненный случай — «игра» тре­нера оружием с замедленной фиксацией в направлении
атаки или ее первого действия (финта, батмана и т. д.). Например (сабля), тренер быстро и плавно меняет позиции, задерживаясь в 1-й, приглашая нанести удар по правому боку;

в) перемещения тренера, различные по характеру, амплитуде; создание предпосылок для результативной
атаки или контратаки ученика. Например (в шпаге), из плавных, спокойных маневрированных передвижений на
попытку тренера атаковать провести встречную атаку в руку с оппозицией гардой;

г) различного рода перемены соединений до его овла­дения, используя смену соединений, двойную перемену, вплоть до изменения его путем полузавязывания. Напри­мер (в рапире), на попытку из 4-го соединения завязать оружие в 8-е колоть с переводом кнаружи после различ­ных действий на оружие ученика в виде попыток батма­нов, захватов, нажимов и т. п.;

д) вытягивание руки или статическая угроза «прямой руки», создающие благоприятные условия для атаки с действием на оружие саблистов и рапиристов;

е) ложная атака в виде разведки для принятия последующих мер в зависимости от действия тренера;

ж) комбинации передвижений тренера с работой вооруженной рукой, имитирующей подготовительные действия.

Еще раз подчеркнем, что к этому виду уроков до пускается ученик, освоивший технику приемов в обучении без партнера, на мишенях и чучелах; получивший элементарные тактические навыки в различных вида парных упражнений, включая упражнения на дистанционное общение, взаимоуроки, рипостную игру на простые действия, контры определенных видов и учебные бои, по преимуществу технического направления по упрощенным правилам судейства. Таким образом, в учебно-тренировочных уроках участвуют ученики, получившие начальную технико-тактическую подготовку достигшие уровня III разряда и показавшие незаурядны психомоторные, волевые качества на первых официальных соревнованиях.

На примере совершенствования атаки рапириста дву­мя переводами разберем взаимодействие тренера — уче­ника в индивидуальном уроке.

Упражнение 1. Тренер и ученик на ближней дистан­ции. Ученик владеет 6-м соединением. На попытку тре­нера медленно поменять соединение (4-е) ученик показы­вает слегка выпрямленной рукой перевод в 3-й сектор; на 6-ю защиту тренера ученик, выпрямляя руку, колет вторым переводом до положения прямой линии утыкания наконечника рапиры, гарды и руки, с тем чтобы стрела прогиба рапиры, направленная вправо-вверх, составля­ла 8—10 см.

Упражнение повторяется многократно, тренер посте­пенно сужает амплитуду перемены соединения и защиты, увеличивая скорость действий.

Упражнение 2. В той же последовательности выпол­няется атака два перевода с шагом вперед ученика. Тренер делает шаг назад.

Упражнение 3. Тренер меняет соединение с шагом вперед. Ученик выполняет действие в другой координа­ции, с шагом назад, имитируя уже будущий тактиче­ский вариант — сложную контратаку.

Упражнение 4. Оба передвигаются в ближней дистан­ции. Тренер меняет соединения вперемежку с шагом впе­ред и назад. Ученик, сохраняя дистанцию, колет задан­ной атакой.

Упражнение 5. Дистанция больше ближней. Та же атака два перевода, но вместо шага вперед — полувыпад. Финт под локтем тренера, утыкание рапиры во втором переводе совпадает с постановкой маховой ноги на пол.

Упражнение 6. Ученик атакует с полным выпадом.

Упражнение 7. Тренер разрывает дистанцию до даль­ней, меняя соединение. Ученик атакует с шагом вперед (скачком) — выпадом. Рука в шаге вперед бездействует; собственная атака два перевода начинается с движения маховой ноги на выпад.

Упражнение 8. Маневрируют. Тренер на различных дистанциях меняет соединения. Ученик в зависимости от этого проводит основную атаку от полувыпада до шага вперед — выпада; внимание на действенность фин­та и различную взаимокоординацию рук, ног, туловища.

Упражнение 9. Маневрируют. Тренер на различных дистанциях в конце своего шага вперед меняет соедине­ние. Ученик после шага назад пересекает инерционное движение назад, проводит ответную атаку в зависимости от месторасположения тренера — с выпадом различной длины, шагом вперед и выпадом.

Тренер, учитывая, что атаки с переводом прочно усво­ены в предыдущих уроках, дает задание: «Если дистан­ция близка к средней, атакуйте с переводом; если пре­дельно средняя или дальняя — два перевода».

Упражнение 10. Маневрируют. Тренер меняет соеди­нения на разных дистанциях. Ученик выполняет условия вводной задачи, беспокоясь только о проведении нужной атаки, сняв заботу о своих защитах и контратакующих мерах, направляя все внимание на сохранение дистан­ции, выполняя дилеммную атаку в процессе пере­движения или переводом, или двумя переводами, обра­щая внимание на технику, правильность выбора и свое­временность боевого действия.

Упражнение 11. Маневрируют. На попытку тренера поменять соединение на месте или с шагом вперед уче­ник атакует в зависимости от созданной дистанции пере­водом или двумя переводами. На перемену соединения тренера с шагом назад ученик бездействует, сохраняя дистанцию, так как атаковать противника в основной атаке при его отходе нет смысла. Если же тренер идет вперед с многочисленными обманами или размашистыми действиями на оружие, ученик контратакует прямо или с переводом.

Эти связки требуют распределенного внимания и создают условия, близкие к боевым: не только выбора атаки (прямо или двумя переводами), но и тактиче­ского обыгрыша: контратаки или основной атаки.

Модификация атаки. Предыдущие 11 упражнений в той же последовательности, но из другого соединения (4-го) (им владеет ученик). Сигнал для атаки — тре­нер пытается с переводом завладеть 6-м соединением, т. е. отрабатывается атака двумя переводами, оканчиваю­щаяся уколом в трудный для поражения наружный сектор.

По аналогии с предыдущими, упражнениями отраба­тывается атака двумя переводами в вертикальной пло­скости, что значительно труднее: обман переводом вверх — колоть переводом вниз соединение 8-е, владеет ученик, на попытку тренера овладеть соединением ученик показывает укол в 3-й сектор и на 6-ю (4-ю) защиту тренера колет вторым переводом во 2-й (1-й) сектор, или обман вниз — колоть вверх (оба в 4-м соединении, тренер пытается овладеть 6-м, ученик показывает перевод в 1-й сектор и на 7-ю защиту тренера заканчивает атаку вторым переводом вверх).

Упражнение 12. Два перевода из различных верхних и нижних соединений с элементами «видения» учеником прямых и полукруговых защит, применяемых тренером. Выполнять в условиях первых 11 упражнений, но в относительно замедленном темпе защит тренера. Это в определенной мере способствует интуиции ученика, зависящей от степени его тренированности и знания противника.

Упражнение 13. Ученик на попытку овладения соеди­нением тренером делает укороченную простую атаку — пря­мо, переводом, в отличие от основной атаки, начиная движение вооруженной руки. Тренер в шаге назад берет любую защиту без нанесения ответа. Ученик, страхуясь от рипоста, овладевает соединением и, закрываясь вперед, в повторной атаке наносит укол двумя переводами. Де­лая первую, т. е. ложную, атаку, ученик в некоторой сте­пени ожидает защиту и ответ со стороны тренера и рабо­тает на контррипосте. Если же тренер отходит пассивно, то ученик возобновляет атаку, закрываясь вперед со страховкой в соединение, которым он овладел, производит «нажим» и на инстинктивное защитное движение тренера колет его двумя переводами в обычной технике.

Упражнение 14. Инициатором передвижений является ученик, который с шагами вперед, легкими разведыва­тельными батманами и захватами (например, в 6-е и 4-е соединения) готовит атаку. Тренер отступает и, внезапно останавливаясь, сокращает дистанцию до средней. Уче­ник незамедлительно проводит сильный контрбатман и колет двумя переводами.

Упражнение 15. Предыдущее упражнение, но разве­дывательные действия на оружие на месте или с шагом вперед делает тренер. В одном из движений шага вперед и выпрямления руки ученик, воспользовавшись сокраще­нием дистанции, предварительно завладев соединением, атакует двумя переводами, т. е. «ловит» тренера на шаг вперед.

Упражнение 16. Соединение 14-го и 15-го упражне­ний, — выполняемые с переменой инициативы передвиже­ний тренера и ученика.

Упражнение 17. На «игру» клинком тренера в верх­них и нижних позициях вначале на месте, затем в пере­движениях ученик, используя правило «противохода», производит финт переводом в открывающийся сектор тренера и на его защиту колет вторым переводом в откры­тый сектор.

Упражнение 18. Атака двумя переводами не в качестве основной, а в порядке ответной атаки. Для этого тренер заказывает ученику защиты на 2—3 точки. После парада с шагом назад ученик в зависимости от дистанции колет с переводом или заданными двумя переводами.

Здесь приведены почти все практические варианты тре­нировки только атаки «два перевода». По тому же прин­ципу идет совершенствование других атак с финтами, дей­ствием на оружие и комбинированных атак не только на рапирах, но и шпагах и саблях с учетом разницы исходных положений, специфической техники и применения ее в этих видах оружия.

Не следует забывать, что предлагаемые типовые уп­ражнения в двух переводах рассчитаны на длительный срок совершенствования, в процессе которого очередность их индивидуализируется, так же как и исходные положе­ния; меняется инициатива, и только в редких случаях тре­нер иногда сам атакует ученика, развивая у него перерас­пределенность внимания между подготовкой атаки, са­мого атакующего действия, защитных и контратакующих средств.

Тренировка оборонительных действий занимает меньше половины времени в работе тренера с учеником, если это не диктуется особыми задачами урока, связанными с периодом тренировки, типом бойца, степенью владения наступательными и оборонительно-контратакующими дей­ствиями ученика.

Как правило, в этом виде урока параллельно совершен­ствуются определенного типа атака и меры защиты против нее. Это, между прочим, способствует чередованию боль­шой физиологической напряженности мышечной массы атакующего фехтовальщика с меньшей нагрузкой на ноги, но большей на психику защищающегося или контрата­кующего, который находится в состоянии повышенного «ожидания» и вынужден реагировать на активные дейст­вия тренера.

Недостатками в тренировке активных защитных действий у многих тренеров являются:

а) однообразие атакующих действий, выполняемых только способами «переводом» в колющих видах оружия и «прямо» в сабле;

б) тренировка защит из одной, часто несвойственной ученику позиции;

в) тренировка классических защит только способом «подставки», исключая защиту перехватом («ловля
клинка») и защит типа «уступающих» в третьем эше­лоне;

г) отсутствие тренировки защитных действий из раз­ных позиций, в том числе из промежуточных, создава­емых «игрой оружия» как тренера, так и ученика;

д) тренировка опровергающих действий атаки тренера с различными видами действий на оружие ученика в виде батманов, захватов, толчков и нажимов;

е) тренировка парадов с явно выраженными предсигналами атаки со стороны тренера, не воспитывающих
у ученика защитную реакцию на последнее, истинное движение атаки — основу современного поединка;

ж) недостаточность тренировки сложных защит и не­ медленных ответов, укладывающихся в формулу «каса­ние оружия — рипост»;

з) малое количество защит с шагом вперед, особенно в колющих видах;

и) рассматривая рипосты и контратаки как часть ак­тивной обороны, некоторые тренеры злоупотребляют ответами прямо по кратчайшей линии, не используя в должной мере рипосты с переменой линии укола (удара) при активно-пассивной защите, а также альтернатив­ности между парадом и контратакой, особенно в индиви­дуальных уроках тренировочного типа.

Ниже на примере совершенствования 4-й защиты и ответа рапириста приводятся методические приемы учеб­но-тренировочного индивидуального урока в защитных действиях. Просмотрим примерную последовательность действий ученика и тренера, имея в виду, что любая другая защита как рапириста, так и шпажиста, саблиста тренируется в тех же параметрах с большей долей спе­цифики того или иного вида оружия.

Упражнения 1—4 на совершенствование «классиче­ской» 4-й защиты

Упражнение 1. Соединение 6-е, владеет ученик. Дис­танция чуть дальше ближней. Тренер с подшагиванием, варьируя ритм, скорость и глубину атаки, наносит укол переводом в 4-й сектор. Ученик с шагом назад парирует атаку 4-й защитой и рипостирует кратчайшим путем; ноги работают «на дистанцию», рука «от дистанции». Сокращая дистанцию и увеличивая скорость атаки, тре­нер, как и в последующих упражнениях, повторяет дви­жение многократно, принимая ответ ученика.

Упражнение 2. То же, но тренер уменьшает глубину атаки. Ученик защищается на месте и наносит ответ прямо.

Упражнение 3. Применение обоих упражнений, доводя их до контррипостов.

Упражнение 4. Соединение 4-е, владеет ученик. Тренер в последовательности предыдущих упражнений отрабатывает основной вариант защиты — круг 4.

Упражнение 5. В «боевых» защитах. Тренер атакует последовательно: батман в 6-е соединение — перевод, контрбатман в 4-е — прямо, захват в 6-е — перевод, контрзахват в 4-е — прямо, соответственно применяя дру­гие действия на оружие ученика (нажим, толчок) с последующим уколом прямо или переводом, задержива­ясь на выполнении каждого упражнения до его усвоения в рамках задач урока. Ученик вначале с шагом назад, затем на месте защищается с нанесением ответа и контр­ответа на возобновляемую защиту и ответ тренера.

Это основной методический прием, требующий защиты ученика после боевых атак, проводимых тренером с раз­личными действиями на оружие и пытающимся вывести оружие ученика из привычных статических положений.

Упражнения 6—9 на совершенствование 4-й защиты, спровоцированной учеником («преднамеренные» парады)

Упражнение 6. Ученик с разведывательным шагом вперед, осуществляемым более медленным движением правой ногой, чем левой, пытается захватить оружие тренера попеременно в 6-е и 4-е соединения (вооружен­ная рука выполняет роль локатора, радара).

На начало одного из осторожных движений ученика тренер атакует вначале переводом, а по мере усвоения приема с любым действием на оружие в 4-ю или 3-ю линию. Ученик, предвидя начало атаки, после медленного шага вперед правой делает быстрый шаг назад левой ногой и в боевой стойке берет преднамеренную защиту 4-ю или 4-ю круговую с последующим ответом.

Упражнение 7. Ученик наступает на тренера с вызо­вом в верхние секторы, попеременно беря 4-ю и 6-ю пози­цию или выпрямляя руку до положения «статической угрозы». На атаку тренера ученик перекрывается прямой или круговой 4-й защитой.

Упражнение 8. Ученик медленно наступает с одновре­менной «игрой» оружием в границах изученных позиций, снимая бдительность по окончании шага вперед. На по­пытку тренера колоть в верхние секторы ученик из любой «классической» или промежуточной позиции закрывается упомянутыми выше защитами и наносит ответ.

Упражнение 9. Тренер в инициативном передвижении меняет позиции. Ученик, не разрывая установленную дистанцию, следует своим оружием за оружием тренера. На попытку тренера атаковать в верхние линии ученик из промежуточных позиций, не возвращаясь в привычное для него боевое положение, закрывается 4-й или круго­вой 4-й защитой с последующим ответом.

В упражнениях с 6-го по 9-е инстинктивно-рефлек­торные защиты 6 или круговая 6-я расцениваются как брак в связи с отсутствием преднамеренности.

Упражнение 10. Ученик в простой ложной атаке. Тре­нер закрывается 4-й защитой с ответом прямо. Ученик, стоя на выпаде, перекрывается 4-й защитой от ответа и наносит контрответ во внутренний сектор («сработать на контррипосте»).

Упражнение 11. Ученик делает контрбатман в 4-е сое­динение и показывает укол; тренер имитирует рефлектор-ность ответа прямо, ученик перехватывает ответ тренера 4-й защитой и с переводом колет в 3-й сектор.

Упражнение 12. Воспитание у ученика умения брать защиту в последний момент атаки. Инициатор передви­жений — тренер. Дистанция боевая. Тренер производит подготовку атаки в виде легких различных действий на оружие ученика, неглубоких финтов, пытаясь вывести ученика из состояния готовности, отразить его атаку или потерять чувство дистанции.

В один из моментов выполняет действительную, основ­ную атаку, на которую ученик перекрывается 4-й защитой и отвечает.

Каждое реагирование ученика защитой на подготови­тельное движение тренера расценивается как брак, так как основная цель упражнения — финтам противника не ве­рить и на них не реагировать.

Упражнение 13. Выработка у ученика трех простран­ственных диапазонов 4-й защиты. И. п. — 4-е соедине­ние, владеет ученик. По предварительному распоряжению тренера от его атаки в 3-й сектор ученик закрывается впереди с оппозиционной 6-й защитой. В случае финта и продолжения атаки тренером ученик перекрывается 4-й обычной защитой подставкой во 2-м эшелоне и на пере­хват тренером с шагом вперед рипоста ученика ученик закрывается 4-м уступающим парадом с шагом назад до положения «крючка».

То же упражнение, но из 6-го соединения, которым владеет ученик: тренер последовательно делает три пере­вода, от которых ученик закрывается 4-й оппозиционной защитой, 6-й защитой «подставкой» и 4-й уступающей до положения «крючка», используя по глубине обороны последовательно все три защиты.

На более позднем этапе совершенствования тренер действительно колет в одном из трех переводов, вынуж­дая ученика использовать все варианты трех этажей 4-й защиты.

Упражнение 14. Технические «экзерсисы» на тактиль­ное ощущение свершившегося парада.

Тренер с финтами (или без них) атакует ученика, который реагирует на все обманы и в случае взятия оружия тренера (в нашем примере в 4-ю защиту) немедленно отвечает. В практике этот методический прием носит название «дзинь-рипост», так как взятое оружие тренера дает право на ответ. Тренер должен чередовать простые атаки и атаки с многочисленными финтами (между 6-й и 4-й защитами), добиваясь немедленного ответа после соприкосновения оружия ученика с его оружием, в дальнейшем не путая батманы трецера со своим защитным действием.

Упражнение 15. 4-я защита со сближением (шагом вперед), приводящая к ломке основной дистанции и про­должению ближнего боя.

Упражнение 16. На решение задачи прямого ответа ученика или ответа с переводом.

Тренер в атаке подает оружие таким образом, чтобы ученик почувствовал последующее давление его оружия, связанное с началом его защиты (в этом слу­чае выполняется укол «переводом» или «прямо», если нет сопротивления оружию тренера).

Упражнение 17. На выбор учеником средств контр­атаки или защиты с последующим рипостом. В нашем примере ученик от простой атаки, наносимой тренером в передвижениях от способа «прямо» до «переноса», защищается 4-й защитой или контратакует при атаках с многочисленными обманами или нарочито широкими движениями тренера в простых атаках или в его затя­нутых синкопирующих действиях.

Это методическое упражнение, как правило, дается на рубеже совершенствования — тренировки активно-за­щитных средств, так как решает задачу «или — или», связанную с распределением внимания между двумя, по существу, противоположными действиями: защиты или атаки.

Приведенные выше 17 упражнений на совершенство­вание 4-й защиты и ответа в той же последовательности распространяются и на тренировку той же 4-й защиты, но из разных исходных положений (позиций 7, 8, 2, 9), что намного увеличивает число комбинаций основных защитных действий (парадов), ответов на различных дистанциях и контратак.

С повышением спортивного мастерства повышаются требования и к нанесению рипостов от способа «по крат­чайшей линии» до ответов в различные точки поража­емой поверхности фехтовальщика, включающие бок, спину и даже небольшие пространства, прикрытые голо­вой и вооруженной рукой отступающего рапириста после неудавшейся атаки.

Как показали международные встречи, отсутствие точности уколов в рипостах и на сближающегося против­ника является слабым местом наших рапиристов и шпа­жистов.

Процесс совершенствования защитных действий тре­бует постоянной многолетней работы, и опытный тренер выбирает нужные ему методические приемы тренировки парадов в пределах номерных защит, данных в программе совершенствования для различных групп подготовлен­ности.

В учебно-тренировочном уроке кроме раздельного обучения приемам атаки, защит с ответами и контратак тренер подводит ученика к совершенствованию всех ком­понентов ведения боя в совокупности. Это требует повы­шенного перераспределения внимания ученика, сохране­ния дистанции и «узнавания» предсигналов, чтобы своев­ременно реагировать на возникающую боевую ситуацию, создаваемую тренером, что постепенно подведет ученика уже к тренировочному индивидуальному уроку.

За основу выбирают ранее усвоенные приемы и узкое боевое действие, разучиваемое в данном уроке с акцен­том на последнем.

Этому методическому приему предшествует объяснение тренером 1—2 поводов атаки и контратаки ученика, в то время как определенные защитные обусловленные дейст­вия его выполняются в зависимости от сектора пораже­ния тренером. При неверном исполнении боевого дейст­вия тренер повторяет ситуацию, добиваясь оптимального выполнения упражнения для данной стадии обучения.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: