Модуль 2. Государство и право Древнего мира

Модуль 1. Вводный

1. Что изучает история государства и права?

2. Какие методы используются при изучении истории государства и права? Какие задачи ставятся перед студентами и преподавателями, изу­чающими курс истории государства и права? Какова структура данного курса?

3. Какова взаимосвязь истории государства и права зарубежных стран с другими юридическими дисциплинами?

4. Почему необходимо изучать историю государства и права зарубеж­ных стран?

5. Каковы место и роль данной дисциплины в системе юридического знания?

6. Почему колыбелью мировой цивилизации считается Древний Восток?

7. Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда?

8. Какие черты развития были присущи ранним обществам Востока?

9. Что такое режим восточной деспотии?

10. Какие основные функции выполняла централизованная государст­венная власть в государствах Древнего Востока?

11. Почему в древности цари обожествлялись? Приведите примеры, свидетельствующие об этом.

12. В чем своеобразие общественного строя древневосточных государств?

13. Какие силы в древних восточных обществах представляли угрозу для централизованной власти? Как сказывалась раздробленность на жизни восточных цивилизаций?

14. В каких цивилизациях сохранились органы первобытной демокра­тии? В чем состояли их функции? Достаточны ли они были для то­го, чтобы выразить волю большинства?

15. Как управлялось древнеегипетское общество?

16. Какие основные периоды следует различать в истории древнееги­петского общества?

17. Каковы основные социальные слои египетского общества?

18. Какова структура государственного устройства Нового царства?

19. Какие принципы были положены в основу древнеегипетского права?

20. Дайте характеристику судебного устройства Древнего Египта.

21. Какие цивилизации существовали в Древней Месопотамии?

22. Охарактеризуйте государственный строй Шумерского государства.

23. Какие характерные черты были присущи общественному строю Древнего Вавилона?

24. Какова структура древневавилонского общества? Почему это общество называют иерархическим?

25. Какие формы правления и территориального устройства установи­лись в период правления царя Хаммурапи?

26. Какова структура законов Хаммурапи?

27. Что относилось к преступлениям против государства, личности и собственности по древневавилонскому праву?

28. Как осуществлялся судебный процесс в древневавилонском госу­дарстве?

29. Какие основания считать Хаммурапи выдающимся администрато­ром и законодателем?

30. Каковы основные направления политико-правовой мысли Древней Индии вы знаете?

31. Как возник и изменялся варно-кастовый строй?

32. В чем своеобразие общественного строя Древней Индии?

33. Как управлялось древнеиндийское общество в период империи Маурьев?

34. Дайте характеристику древнеиндийским государственным органам.

35. Что представляли собой по форме и содержанию Законы Ману? Можно ли их назвать гуманными? Обоснуйте свой ответ.

36. Какие поводы для обращения в суд предусмотрены Законами Ману?

37. В чем своеобразие преступлений и наказаний в Древней Индии?

38. Как осуществлялся суд в Древней Индии?

39. Каковы особенности развития древнекитайского общества?

40. Назовите основные периоды истории Китая.

41. Проанализируйте основные направления реформ Шан Яна.

42. В чем заключается своеобразие отношения власти к различным слоям общества в Китае? Приведите примеры.

43. В чем специфика законодательной политики в Древнем Китае и в чем ее сходство с другими государствами древности?

44. В чем своеобразие древнекитайского правосудия?

45. Назовите основные периоды истории государственности Древней Греции. Определите особенности каждого из них.

46. В чем заключаются отличия классического периода развития Древ­ней Греции от архаического и гомеровского?

47. Как возник и как управлялся древнегреческий полис?

48. Как соотносились друг с другом государство и община в Греции на Востоке? Сравните их. Объясните, в чем заключалось главное от­личие восточной общины от древнегреческой.

49. Что такое автаркия? Как этот принцип сказывался на отношениях полисов друг с другом?

50. Объясните, чем демократия отличается от олигархии Почему гре­ческую демократию называют демократией не для всех?

51. Охарактеризуйте основные социальные группы афинского общества.

52. Как в Афинах называлась должность главы государства и каковы его полномочия?

53. Какие функции были у ареопага?

54. Каковы содержание и судьба реформ Солона в Афинах?

55. Раскройте содержание реформ Клисфена.

56. Каковы функции у народного собрания, совета пятисот и высшего судебного органа в классический период развития Афин?

57. В чем своеобразие права и правосудия в Афинах?

58. Как назывался и как действовал высший судебный орган в Афинах?

59. Каковы особенности судопроизводства в Афинах?

60. Назовите характерные черты общественного и государственного строя Спарты.

61. Спартиаты называли свое государство общиной равных. Считаете ли вы такое определение правильным?

62. Сравните законы Ликурга и Солона. Какую роль они сыграли в дальнейшей жизни Афин и Спарты?

63. Какой из двух путей развития полиса (путь Афин и путь Спарты) являлся, на ваш взгляд, перспективным? Почему?

64. Объясните, в чем причины кризиса двух полисов: Афин и Спарты?

65. Расскажите о природных и климатических условиях Апеннинского п-ова. Какие преимущества, с точки зрения древних историков, да­вало римлянам полуостровное положение государства?

66. Назовите основные периоды истории государственности Древнего Рима. Определите особенности развития каждого из них.

67. Что представляла собой римская община в древнейший период. Как она управлялась?

68. Кто такие патриции и плебеи? Почему плебеи сначала не входили в римскую общину?

69. В какой период истории Рима обострилась борьба плебеев и патри­циев? Почему патриции вынуждены уступать плебеям? Расскажите об основных этапах этой борьбы. Чем она завершилась и когда?

70. Охарактеризуйте государственные органы Римской республики (се­нат, центуриатные и трибутные собрания).

71. Каковы функции ординарных (обычных) и экстраординарных (чрезвычайных) магистратур?

72. Объясните, в чем заключалась основная цель реформы братьев Гракхов?

73. Чем можно объяснить переход от республики к империи? Объясните, чем отличается имперская форма правления от республиканской?

74. Почему имперская форма правления давала возможность для про­явления деспотизма и беззакония?

75. Какие перемены и реформы периода принципата и домината спо­собствовали укреплению монархической формы правления?

76. Как проявился кризис государственного строя Римской империи? Ка­кие симптомы упадка стали заметны в государственно-политической жизни уже в первые века империи? Как изменились идеалы римского общества?

77. Какие выходы из кризиса предлагали реформаторы той поры?

78. Перечислите основные причины гибели западной Римской империи.

79. Определите основные этапы развития римского права.

80. Назовите основные черты судопроизводства в Древнем Риме.

81. В чем своеобразие правопонимания древних римлян?

82. Как складывались отношения германских племен с римлянами?

83. Какие племена вторгались на территорию Римской империи? Ка­кие из них создавали там свои королевства? Как варвары относи­лись к наследию римской цивилизации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: