Германия. Первой инстанцией был мировой судья, разбирающий полицейские правонарушения

Первой инстанцией был мировой судья, разбирающий полицейские правонарушения. Вторая инстанция - суд исправительной полиции, так называемый коллегиальный суд, действующий без присяжных заседателей. Третьей инстанцией был апелляционный суд, который состоял из 2-х отделений: по уголовным и гражданским делам. Возглавлял всю судебную систему кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.

Большое внимание кодекс уделяет обязательствам. Дается понятие договора как соглашения лица или лиц, обязывающего их в отношении другого лица или лиц сделать (или не делать) что-то. Понятие предмета договора совпадало с предметом обязательства. Кодекс определяет условия действительности договора - согласие сторон и незыблемость договора.

Законодательную власть осуществляло Национальное собрание, избираемое на 3 года. Национальное собрание назначало членов Государственного совета (сроком на 6 лет), в чью компетенцию входили предварительное рассмотрение законов и функции административной юстиции.

Главой государства по конституции становился президент, который избирался на 4 года населением, был независим от парламента и обладал правом внесения законопроектов, отлагательного вето, осуществлял назначения на высшие государственные должности и др.

Но реакционная политика быстро вызвала недовольство широких масс, и в июле 1830 г. власть Бурбонов была свергнута. Устанавливается так называемая Июльская монархия во главе с королем Луи-Филиппом. Новая конституция - Хартия 1830 г. - несколько расширила гражданские права, снизила имущественный и возрастной цензы для избирателей. Но и она оказалась недолговечной.

Падение Первой империи после изгнания Наполеона привело к реставрации власти Бурбонов. Легитимная монархия, как определялась новая власть, практически не тронула наполеоновскую бюрократическую государственную систему. Политическая организация новой власти была закреплена в Хартии 1814г.

[Подробнее см.: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права М„ 1995. С. 309-311.]

Буржуазно-демократическая революция 1848 г. привела к ликвидации королевской власти и установлению республиканского строя. Установился политический режим Второй республики, А в ноябре 1848 г. была принята новая, конституция. Она объявляла основами республики семью, труд, собственность и j общественный порядок.

Первым президентом был избран Луи Бонапарт (племянник Наполеона). В декабре 1851 г., используя противоречия в лагере своих противников и опираясь на армию, Луи Бонапарт совершает государственный переворот, разгоняет Национальное собрание и устанавливает военную диктатуру. В январе 1852 г. в конституцию были внесены изменения, призванные укрепить его власть. Срок полномочия был продлен до 10 лет. Президент являлся главнокомандующим, руководил исполнительной властью, осуществлял назначение должностных лиц и депутатов Сената и Государственного Совета.

В этом же году в результате плебисцита во Франции восстанавливается императорсквласть в лице Наполеона III. [Подробнее см.: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. С. 311-320.]

Политический авантюризм Наполеона III привел к тому, что в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии ускорили новую буржуазно-демократическую революцию и падение империи.

Яркой страницей в истории французского государства стала Парижская коммуна 1871 г., вошедшая в историю как первая попытка создать совершенно новый тип государства. Но она была потоплена в крови французской реакцией при содействии германских войск.

[Подробнее см.: Черниловский З.М. История государства и права. М. 1995. С. 320-325.]

В 1871 г. реакционная буржуазия смогла взять власть в свои руки. Устанавливается Третья республика. Но некоторое время все еще шла борьба между сторонниками республики и монархистами за определение формы государственного строя. Этим объясняется тот факт, что новая конституция Франции была принята лишь в 1875 г.

Конституция 1875 г. не содержала перечня прав и свобод граждан и фактически сводилась к организации государственной власти, что выразилось в принятии 3-х конституционных законов.

Главой государства являлся президент, избиравшийся на 7 лет с правом переизбрания. Он имел право законодательной инициативы, руководил вооруженными силами, осуществлял назначение на государственные должности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой народом на 4 года, и Сенатом.

Исполнительную власть осуществлял Совет Министров.

[Подробнее см.: Черниловский З.М. История государства и права. М., 1995. С. 325-332.]

РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОГО ПРАВА ВО ФРАНЦИИ

Глубокое вторжение французской революции в сферу права объясняется конкретными историческими причинами, обусловившими эту революцию, острым противоречием между феодальным правом и насущными потребностями капиталистического развития. В отличие от Англии, во Франции правовая система мало соответствовала требованиям буржуазии, в стране отсутствовало единое национальное право.

Создание единой правовой системы французская буржуазия считала одной из основных задач. Великая французская революция способствовала росту авторитета закона и превращению его в основной источник буржуазного права. Для французской буржуазии именно закон, а не обычай или судебная практика стал наиболее эффективным средством упразднения феодальных институтов и выработки правовой системы. Правовой порядок, при котором закон рассматривался как акт верховной власти, наделенной полномочиями устанавливать нормы, имеющие высшую юридическую силу, отражал ту степень развития капитализма, когда закон был наиболее удобной формой выражения общей воли господствующего класса.

Поэтому во французской правовой системе с формально юридической точки зрения любое решение суда должно основываться на писаном праве (законе), а не предшествующей судебной практике (судебном прецеденте).

Создавая новую правовую систему, французская буржуазия с самого начала стремилась придать ей систематизированный вид. Уже Конституция 1791 г. предусмотрела принятие гражданского и уголовного кодекса, хотя в силу бурного развития революции был принят только уголовный кодекс.

Лишь после упрочения власти крупной буржуазии правительство Наполеона произвело окончательную отмену дореволюционного права и ряда революционных законов, не соответствовавших ее интересам, и приступила к выработке кодексов.

За короткий отрезок времени, с 1804 по 1810 г., было издано 5 основных кодексов (гражданский, торговый, уголовный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный), охвативших все основные для нового времени отрасли права и вошедших в историю под названием Кодификации Наполеона.

Первым из них в 1804 г. был принят гражданский кодекс, или, как его еще называют, кодекс Наполеона. Кодекс Наполеона воплощает и развивает правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.:

принципы юридического равенства, законности, единства права, свободы.

Кодекс построен по так называемой институционной системе. Он состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов, и 3-х книг. Первая книга посвящена лицам, вторая - имуществу и различным изменениям собственности, третья - различным способам приобретения собственности.

Кодекс устанавливает, что всякий гражданин Франции пользуется гражданскими правами,.причем осуществление гражданских прав не зависит от социального статуса гражданина.

Характерно, что кодекс не признавал юридических лиц. Это было вызвано, с одной стороны, боязнью воссоздания в этой форме феодальных организаций и, с другой, преобладанием индивидуальной формы предпринимательства.

Кодекс не дает определения права собственности, но дает основные правомочия собственника - пользование и распоряжение. Из права собственности на вещь вытекает и право собственности на все, что эта вещь производит. Устанавливается свобода собственности. Но эта свобода не должна нарушать интересы третьих лиц.

Особое внимание кодекс уделяет недвижимой собственности на землю, которая дает право не только на землю, но и на недра и воздух этого участка.

В отношении движимых вещей юридическим основанием собственности является факт владения, предполагая, что это добросовестное владение. Обвинение в "недобросовестном владении" требовалось доказать.

Кроме этого кодекс Наполеона регламентирует и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитута, право залога), владение, держание.

Среди договоров кодекс выделяет договора дарения, мены, купли-продажи, найма.

Кроме договоров, обязательства, согласно кодексу, возникали и из-за причинения ущерба.

Гражданский кодекс регулирует и брачно-семейные отношения. Кодекс рассматривает брак как договор, и потому необходимым условием для его заключения было согласие обеих сторон. Брачный возраст устанавливается для мужчин с 18 лет, для женщин - с 15 лет. До достижения мужчинами возраста 25 лет, женщинами - 21 года необходимо согласие родителей на брак. Допускается развод. Семейные отношения базировались на полновластии мужа и отца, запрещении для женщин осуществлять самостоятельные юридические действия. Имущественные отношения регулировались договором, заключаемым до брака.

Наследование осуществлялось по закону и завещанию, но свобода завещания была несколько ограничена, наличие законных наследников давало им обязательное право на определенную часть имущества.

В 1807 г. был принят Торговый кодекс как дополнение гражданского. В нем излагались специальные правовые нормы применительно к торговле. Принятие торгового кодекса закрепило дуализм частного права (т.е. деление его на гражданское и торговое) во Франции.

Уголовное право во Франции регулировалось уголовными кодексами 1791 г., а затем 1810 г.

Уголовный кодекс 1810 г. является классическим буржуазным кодексом. Он состоит из 4-х книг, посвященных перечню преступных деяний, наказаниям, их видам.

Кодекс дает классификацию преступных действий на: 1) преступления, которые караются мучительными или позорящими наказаниями; 2) проступки, карающиеся исправительными наказаниями; 3) полицейские нарушения, карающиеся полицейскими наказаниями.

К мучительным и позорящим наказаниям относились смертная казнь, каторжные работы пожизненные и срочные, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях допускались клеймение, выставление у позорного столба, лишение гражданских прав.

К исправительным наказаниям относились тюремное заключение, временное лишение прав, штраф.

Преступления и проступки делились на публичные и частные. Публичные были направлены против государства и общественного спокойствия, частные - против интересов частных лиц.

Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. закрепил принцип назначения судей правительством и установил систему суда, соответствующую делению преступлений на три вида.

Была установлена смешанная форма процесса. Первая стадия, предварительная, несла в себе черты розыскного процесса, ставя обвиняемого в полную зависимость от судебного чиновника. На стадии судебного следствия господствовала состязательная форма. Ей были присущи гласность и устность, предусматривалось участие адвоката.

Впоследствии буржуазное право Франции стало основой складывающейся континентальной системы права. Ее основные признаки: 1)закон является основным источником права; 2) систематизированность права - наличие кодексов;

3) деление права на частное и публичное; 4) глубокое влияние римского права.

В начале XIX века Германия представляла собой "Священную римскую империю германской нации", включающую более 300 государств, многие из которых имели карликовый характер. Выделялись среди них Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и Австрия.

Первой попыткой реорганизации империи стал организованный Наполеоном Рейнский союз. Здесь было ликвидировано крепостное право, упорядочена администрация, введен Гражданский кодекс Франции.

После разгрома Наполеона на месте Рейнского союза был образован Германский союз, состоявший из трех десятков государств - королевств, княжеств, герцогств и нескольких вольных городов. Все они сохранили свою независимость. Ведущую роль в союзе играла Австрия. Были восстановлены абсолютизм и феодальные привилегии дворянства.

Экономическое развитие страны привело к образованию Таможенного союза, куда вошли 18 германских государств. Руководство в союзе принадлежало Пруссии, претендовавшей на роль объединителя.

В 1848 г. под влиянием событий во Франции в Германии развернулось массовое демократическое движение, а в столице Пруссии Берлине было поднято вооруженное восстание и шли уличные бои. Итогом выступлений стали некоторые уступки монархии - образование парламента и принятие конституции в 1850 г. Конституция состояла из 11 глав: " О короле", "О министрах", "О палатах" и т.д. Глава "О правах пруссаков" содержала немало демократических положений:

равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свобода совести, нация и преподавание, отказ от цензуры и ограничений свободы прессы, • право на собрания и образование обществ, тайна переписки. Однако не было предусмотрено гарантий реализации этих положений.

Глава государства, прусский король, обладал правом законодательной власти, которую осуществлял совместно с ландтагом, единоличным правом высшей исполнительной власти, назначения и отзыва министров, судей, членов верхней палаты ландтага, правом объявления войны и заключения мира, являлся верховным главнокомандующим.

Парламент Пруссии (ландтаг) состоял из двух палат: палаты господ и палаты депутатов. Палата депутатов избиралась населением, разделенным на три курии в соответствии с имущественным положением. Первая курия имела преимущественное положение.

В этот период усилилась борьба между Пруссией и Австрией за господство в процессе объединения Германии. В конечном счете после австро-прусской войны 1866 г. Австрия была исключена из Германского союза и объединение пошло по "малогерманскому" пути под эгидой Пруссии. В том же 1866 г. был образован Северо-Германский союз, куда вошли все северные, ряд западных и южно-немецких государств. Он стал последним этапом объединения. Принятая союзом конституция открыто закрепила гегемонию Пруссии.

Победа Пруссии во франко-прусской войне 1870 г. окончательно укрепила ее гегемонию в Германском союзе и позволила получить пятимиллиардную контрибуцию на укрепление своей экономической и военной мощи.

В январе 1871 г. было провозглашено создание Германской империи в составе 25 земель (4 королевств: Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберга, 18 более мелких герцогств и графств и 3 "вольных городов" - Любека, Бремена и Гамбурга). В мае 1871 г. была принята Конституция Германской империи. Согласно Конституции только империя обладала всей полнотой суверенитета: внешняя политика, руководство вооруженными силами, финансы, принятие законов и организация судопроизводства. В Конституции были закреплены господствующее положение Пруссии, приоритет ее голоса при решении всех наиболее важных проблем.

Главой государства являлся кайзер, или император Германской империи. Им мог быть только прусский король. Император обладал обширными полномочиями - от права объявлять войну и заключать мир до издания законов и созыва и роспуска парламента.

Делами империи управлял назначаемый императором и ответственный только перед ним имперский канцлер. Рейхсканцлер назначал руководителей всех ведомств, кроме военного и военно-морского, и руководил их деятельностью.

Высшими органами государственной власти стали Союзный совет (бундесрат) и парламент (рейхстаг).

Союзный совет состоял из представителей всех германских государств, входящих в империю. Руководил советом представитель Пруссии, ей же принадлежала треть голосов Совета. Бундесрат обладал значительными полномочиями: имел право принимать законы совместно с рейхстагом и право самостоятельной законодательной инициативы, выносить решения относительно административных предписаний и мероприятий, принимать участие в назначении высших должностных лиц, выполняя функции арбитра в конфликтах между государствами, входящими в империю; его согласие требовалось при роспуске рейхстага. Но со временем фактические полномочия бундесрата сокращались.

Рейхстаг формировался на принципах народного представительства. Он имел право выработки и принятия законов, утверждения бюджета, утверждения договора, участия в резрешении конституционных споров между землями и т.д.

В конце XIX - начале XX века, в связи с развитием различных политических партий, германский рейхстаг становится одним из наиболее ярких трибун политических споров.

[Подробнее о развитии государственного строя Германии см.: Всеобщая история государства и права. М., 1993. С. 248-258.]

РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОГО ПРАВА В ГЕРМАНИИ

Объединение Германии потребовало и унификации действующего права. Германия под воздействием законодательства Наполеона пошла по пути-кодификации своего права.

В 1876 г. было создано, а в 1900 г. вступило в действие Германское гражданское уложение (ГГУ) - кодификация гражданского права. В значительной мере оно базируется на римском праве. Кодекс построен по так называемой "пандектной" системе. Первая книга кодекса содержит общие для всех институтов нормы. Вторая книга рассматривает обязательства, третья - вещное право, четвертая - семейное и пятая книга - наследственное право.

Отличительной чертой ГГУ является признание в качестве субъекта гражданского права юридического лица, но он не определяет правоспособность юридических лиц.

Вещное право, согласно ГГУ, делит все вещи на земельные участки и движимые вещи, к последним относится все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с землей.

Выделяется целый ряд вещных прав: право собственности - владение, пользование чужими вещами (земельные сервитута, узуфрукт, право застройки), право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты и т.п.).

Наиболее распространенным способом возникновения обязательств ГГУ признает договор. Фиксируются принцип свободы договора, условия заключения и расторжения договора.

В семейном праве единственной формой брака является гражданский брак. Брачный возраст устанавливался для мужчин с 21 года, для женщин с 16 лет. Развод допускался, но по строго определенному перечню оснований. Имущественные отношения определялись брачным договором, хотя закон предусматривает возможность раздельного права собственности на имущество.

Наследование могло быть по закону или завещанию. В принципе признавалась свобода завещания, но законные наследники могли требовать выделения обязательной доли. В число наследников по закону входили все родственники.

Уголовное право регулировалось составленным в 1870 г. Уголовным уложением Северогерманского союза. Уложение подразделяло все преступления на 3 категории: 1) собственно преступления, 2) проступки и 3) полицейские нарушения.

Применение смертной казни в мирное время предусматривалось лишь в двух случаях:

убийство главы государства и убийство по заранее составленному плану.

Кроме смертной казни среди наказаний предусматривались тюремное заключение, арест, ограничение в правах, штраф.

Уголовный процесс строился на принципах состязательности, независимости следственного судьи от прокурора и допущении защиты на стадии предварительного следствия.

В суде действовал принцип свободной оценки доказательств.

Германский уголовный кодекс оказал большое влияние на развитие уголовного права других стран, прежде всего Японии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: