Государство и ПСО. Их соотношение.
Государство занимает центральное место ПСО, является ядром, основой всей политической системы.
Особое место государство характеризуется тем, что оно:
-государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства
-государство является единственным носителем суверенитета
-обладает специальным аппаратом, предназначенным для управления обществом
-владеет специфическим набором материальных ценностей (гос. собственность, бюджет)
-определяет главные направления развития общества
В политической сфере государство занимает особое место, так как:
-привлекает институты ПСЛ к участию в управлении государством
-нпа, издаваемые государством регламентируют хозяйственную деятельность объединений, союзов, партий и иных институтов ПСО, т.е. государство обладает монополией на правотворчество
-регистрирует субъекты политики соответствующими органами
|
|
-может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения так, любое государство при помощи права пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни всё заметнее становится тенденция более детальной юридической регламентации их деятельности. Основным фактором, влияющим на образование политической системы, является государственная власть. Каждый элемент политической системы в большей или меньшей степени заинтересован в обладании государственной властью. Более всего в этой цели заинтересованы политические партии. И в любом случае, власть осуществляется через государство – сложную систему, включающую механизм управления делами общества- центральный элемент политической системы.
Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о необходимости соответствия закона праву. О значении правовых законов для нормального развития государства и ограничения произвола правителей говорит Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью.» Аналогичных взглядов придерживался Аристотель. Европейские учёные нового времени переняли эстафету у античных мыслителей. Ясперс, определяя правовое государство как государство. в котором действует свобода, основанная на законах, писал, что классический тип политических свобод, достойных подражания сложился в Англии более 700 лет назад.
|
|
Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Его категорический императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление своего произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом. Для Гегеля государство было то же самое, что и право («наличие бытия свободной воли»), но только более развитое, включающее в себя абстрактные права личности и общества.
Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких учёных Велькера (1813) и Фрайхера фон Аретина (1824), но первый научный анализ и введение в научный оборот этого термина сделаны Робертом фон Молем(1832). Он рассматривал его как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.
Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, чьё функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.
Это определение, верное по сути, не достаточно для адекватного понимания сути правового государства, представляющего собой сложную, многоаспектную структуру.
В идее правового государства выделяются 2 главных аспекта
1. свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав
2. ограничение правом государственной власти
В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип: «Разрешено всё, что не запрещено».
Права человека и правовое государство характеризуются общими закономерностями возникновения. ибо существуют они только вместе. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними – истинно правовыми.
Основными признаками правового государства являются:
1. признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем
2. признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека
3. законность во всех сферах жизни
4. верховенство и прямое действие конституции
5. внешний и внутренний суверенитет государства
6. соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права
7. разделение властей
8. высокий авторитет суда
9. контроль обществ аза властью, регулярные свободные демократические выборы
10. недопущение монополизма в экономике и политике
11. единство прав и обязанностей граждан
12. взаимная ответственность гражданина и государства
13. наличие развитого гражданского общества.
Из определения правового государства можно выделить также основные направления деятельности правового государства, то есть его принципы:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина
2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения.
Итак, принципами правового государства, отличающим его от государства неправового, являются:
обеспечение прав человека и гражданина
ограничение органов государственной власти
разделение властей
верховенство закона
взаимная ответственность государства и личности
высокий уровень правосознания и культуры в обществе
наличие гражданского общества
В целом принципы и признаки правового государства совпадают.
В заключении можно сказать, \что правовых государств в мире ещё нет. Построение его – очень сложный процесс, на данный момент являющийся практически недостижимым.
|
|
Итак, Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.