В межпереписной период, который во многих странах составляет 10 лет, сведения о населении получают из текущего учета демографических событий, т.е. регистрации событий по мере их возникновения.
В нашей стране рождения, смерти, браки и разводы регистрируются в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В сельской местности – в администрациях сельских населенных пунктов.
Переезды, т.е. миграция, фиксируются в органах внутренних дел, в случае внешней миграции – в органах пограничной охраны.
Регистрация демографических событий ведется согласно заявительному принципу, т.е. население само должно обращаться в соответствующие органы и сообщать о том или ином событии.
Это создает проблему возможной неполноты учета демографических событий.
Чтобы ее уменьшить или снять совсем, законодательство многих стран устанавливает обязательность регистрации демографических событий в определенные сроки или возлагает ответственность за информирование государственных органов на соответствующие учреждения: родильные дома, похоронные бюро и т.п.
Этой же цели служит и выдача на руки свидетельств о рождении, смерти, о заключении брака и регистрации развода. Эти свидетельства имеют юридическое значение для их получателей, поскольку создают соответствующие права и обязанности. Тем самым повышается мотивация для регистрации демографического события.
Регистрация миграции в СССР, во времена обязательной прописки осуществлялась «автоматически». В настоящее время перемещение населения внутри страны стало более свободным, а учет внутренней миграции – более проблематичным.
Внешняя миграция по-прежнему фиксируется в момент пересечения границы.
Факты рождений, смертей, браков и разводов регистрируются в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»
(в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 29.04.2002 N 44-ФЗ).
Также к фиксируемым актам гражданского состояния относят: усыновление (удочерение), установление отцовства, перемену имени.
Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка [п. 6 ст. 16 143-ФЗ].
Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего[п.2 ст. 66 143-ФЗ].
Для целей демографического анализа важно не только количество событий, но и перечень признаков, характеризующих лиц, с которыми эти события произошли.
Этот перечень устанавливается законодательно (или правительственными постановлениями) и отражается собственно в акте регистрации.
Запись актов гражданского состояния (регистрация демографических событий) производятся в 2–х экземплярах: 1 остаётся в архиве органов ЗАГС, 2-ой передаётся в статистические органы.
Сведения делятся на 2 части:
1. Сведения административного характера, не интересующие демографов (ФИО, № паспорта, № свидетельства о рождении).
2. Сведения статистического назначения, исследуемые демографией:
· при рождении указываются:
- сведения о ребенке: пол, дата и место рождения, количество одновременно родившихся, живорожденный/мертворожденный, каким по счёту родился;
- сведения о родителях: дата рождения и возраст, гражданство, национальность, место постоянного жительства, где и кем работает (источник средств существования), уровень образования.
· при регистрации брака:
- дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность, место постоянного жительства, семейное положение (в браке не состоял, вдов, разведен), где и кем работает (источник средств существования), уровень образования;
· при регистрации расторжения брака:
- дата и место рождения, гражданство, национальность, место постоянного жительства, где и кем работает, уровень образования, какой по счету брак, возраст на день регистрации брака;
· при регистрации смерти:
- дата и место рождения, последнее место жительства, пол, гражданство, национальность (если сведения указаны в документе, удостоверяющем личность умершего), дата и место смерти, причина смерти.
Такие сведения позволяют вести глубокую и многомерную разработку проблем рождаемости, смертности, брачности и разводимости.
Первоначально потребность регистрации демографических событий возникла у западноевропейской церкви для оформления оплаты верующими совершения обрядов бракосочетания, церковного расторжения брака, крещения новорожденных и погребения умерших.
Постепенно, почти одновременно с проведением первых переписей, интерес к этому стало проявлять государство. Сначала оно просто использовало церковные книги, затем стало устанавливать правила их ведения и контролировать регистрацию. И наконец, в конце XVII и в XIX веке передало эти функции от церковных к гражданским органам.
В России первые попытки ввести церковную регистрацию демографических событий появились в середине XVII в.
Позднее Петр I повелел вести церковный учет рождений и смертей с еженедельным предоставлением ведомостей в Патриарший Духовный приказ. Эта практика сначала установилась в Москве в 1702 году, а в 1722 распространилась повсеместно в отношении православного населения.
Инициативу Петра I его приемники не продолжили.
Регистрация смертей и рождений возобновилась при Екатерине II с 1764 г. и в течение 60-ти лет была распространена на неправославные народы России.
После революции декрет о регистрации рождений, смертей и браков был издан уже через месяц, 18.12.1917, а еще через месяц 23.01.1918 церковь была отделена от государства и регистрационные функции перешли к органам ЗАГС (записей актов гражданского состояния).
Данные текущего учета и переписей населения являются взаимно дополнительными и должны использоваться совместно. Только вместе они позволяют рассчитывать численность населения в межпереписной период и анализировать процессы воспроизводства населения.