Формы и содержание практических занятий
Содержание лекционного материала
Разделы дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах) для студентов очной формы обучения
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Общая трудоемкость (часы) | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации | |||
Учебная работа | В т.ч. активных форм | Самостоят. работа | ||||||
Всего | Лекции | Пра-ктич. | ||||||
Введение в экономическую демографию | Контрольный тест, устный опрос | |||||||
Динамика численности и социальная структура населения | Групповая творческая работа | |||||||
Рождаемость и смертность как демографические процессы | Тест, письменный опрос по теме лекции, решение задач | |||||||
Брачность и процесс расторжения брака | Комплексный контрольный тест, устный опрос, решение задач | |||||||
Миграция и воспроизводство населения. Теория Демографического перехода. | Доклад по заданной тематике и его коллективное обсуждение. Индивидуальный устный опрос, решение задач | |||||||
Бюджеты домохозяйств. Потребительские особенности домохозяйств на разных этапах жизненного цикла. | Индивидуальная контрольная работа | |||||||
Демографические аспекты потребления | Индивидуальный опрос | |||||||
Демографические аспекты занятости | Индивидуальный тестовый опрос, контрольный тест | |||||||
Основы разработки демографической политики. Анализ соответствия демографического и экономического развития региона. | Индивидуальный устный опрос. Итоговая контрольная работа | |||||||
Коллоквиум | Тест по 5 темам | |||||||
КСР | ||||||||
ИТОГО: |
4.2 Содержание дисциплины
|
|
Содержание разделов
№ | Раздел дисциплины | Содержание раздела дисциплины | Формируемые компетенции, Результаты обучения |
Теория народонаселения | Объект, предмет и задачи демографии; методологическая основа демографии; структура демографии как науки; история демографии; динамику численности и социальная структура населения; основные демографические процессы (рождаемость, брачность, смертность, разводимость, миграция и воспроизводство населения) | ОК-2 В результате освоения раздела дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные демографические проблемы страны; - основные понятия и категории, закономерности развития общества и мышления; - теории и практики изучения демографических процессов - социальную структуру населения, - основные демографические процессы Уметь: - применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы социальных и экономических наук в профессиональной деятельности; - использовать различные статистические данные для проведения комплексного анализа и прогнозирования демографической ситуации. Владеть: - навыками использования методов анализа и прогнозирования демографической ситуации; | |
Экономическая демография | Бюджеты домохозяйств. Потребительские особенности домохозяйств на разных этапах жизненного цикла. Демографические аспекты потребления. Демографические аспекты занятости Основы разработки демографической политики. Анализ соответствия демографического и экономического развития региона. | ОК-2 В результате освоения раздела дисциплины обучающийся должен: Знать: - структуру бюджета домохозяйств, демографические аспекты занятости населения; демографические аспекты потребления; - основные направления демографической политики России и других стран Уметь: - анализировать и интерпретировать данные проблемы; - применять знание демографических проблем в решении экономических задач; - использовать различные статистические данные для проведения комплексного анализа и прогнозирования демографической ситуации. Владеть: - методами логического и доказательного изложения материала; - навыками использования методов анализа и прогнозирования демографической ситуации; - навыками выявления связей между экономическими и демографическими явлениями и процессами; - навыками комплексного описания демографических процессов и проблем; - навыками разработки предложений по совершенствованию демографических явлений и процессов, разрешению демографических проблем. |
№ | Наименование лекционных тем | Содержание лекционного материала | Формируемые компетенции |
1.1 | Введение в экономическую демографию | Общая теория народонаселения как совокупность общеметодологических и общетеоретических положений и концепций, объясняющих сущность происходящих в народонаселении процессов развития, их связь со всеми другими социальными процессами. Основные понятия общей теории народонаселения. Демография как часть знаний о народонаселении. История развития науки. Определение предмета науки. Современное видение системы демографических наук: теоретическая демография, история демографии, описательная демография, экономическая демография, историческая демография, моделирование социально-демографических процессов. Определение содержания и предмета экономической демографии. Традиционные представления об экономической демографии и современное понимание. Важнейшая задача экономической демографии - определение количественных зависимостей изменения экономических явлений и демографических процессов. Методы экономической демографии (общенаучные, статистические, математические, социологические, картографические, графоаналитические, собственно демографические). | ОК-2 |
1.2 | Динамика численности и социальная структура населения | Изучение исторической эволюции динамики численности населения, изменений его состава, расселения и плотности. Социально-экономическая обусловленность скачкообразного изменения численности населения. Основные причины, влияющие на снижение и увеличения численности населения. Особенности территориальных и этнических изменений численности населения на Земле. Источники данных об изменении численности. Переписи населения как основной источник данных о населении. Информационные возможности переписей. Текущий учет естественного и механического движения населения. Выборочные демографические обследования, их значение и аналитические возможности. Социальная структура населения. Социально-экономическая, социально-демографическая, социально-политическая, профессионально-квалификационная, территориальная, этническая, образовательная структуры. Основные задачи экономической демографии в использовании данных о структурах населения. Предвидение будущего изменения как одна из задач демографии. Соотношение понятий перспективный расчет и демографический прогноз. Организация работы по решению задач перспективных расчетов численности населения (на уровне мира, страны, региона). Прогноз изменений в численности, структуре и размещении населения. Место демографического прогноза в системе социально-экономического прогнозирования. Виды прогнозов. Методы демографического прогнозирования. Степень точности демографических прогнозов. Экономическая оценка неопределенности демографического прогноза. Особенности проблемно-программного подхода, связанные с региональным демографическим прогнозированием. | ОК-2 |
1.3 | Рождаемость и смертность как демографические процессы | Определение процесса рождаемости как составляющего воспроизводства населения. Социально-экономическая обусловленность рождаемости. Основные факторы и тенденции изменений определяющие процесс рождаемости. Смертность как процесс вымирания поколений, один из основных составляющих процесса воспроизводства. Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на интенсивность процесса. Квазиэндогенная смертность. Понятие "избыточная смертность" для разных групп населения. Общие и частные показатели, описывающие процесс рождаемости. Основные количественные и качественные характеристики показателей рождаемости. Показатели смертности и продолжительности жизни. Количественные методы прогнозирования смертности. Продолжительность жизни как один из важнейших показателей социально-экономического развития страны. | ОК-2 |
1.4 | Брачность и процесс расторжения брака | Определение брачности. Формы брака - культурологическая, историческая и экономическая обусловленность. Общие и частные показатели, описывающие процесс брачности. Таблицы сопряженности показателей брачности и рождаемости. Брачный и семейный состав населения - проблемы изучения и прогнозирования. Схема воспроизводства семейной структуры с учетом основных возрастных групп. Разводимость как демографический процесс убывания. Основные факторы и тенденции изменений. Перспективы разводимости в мире. Изучение зависимостей уровня разводимости и социально-экономического развития. Основные показатели, характеризующие процесс расторжения браков. Проблемы количественного и качественного изучения процесса. | ОК-2 |
1.5 | Воспроизводство населения. Теория Демографического перехода. | Понятие режима воспроизводства в целом. Проблема определения содержания понятия "воспроизводство". Методы изучения воспроизводства поколения. Теория демографического перехода. Миграция - как составляющая процесса воспроизводства. Демографические характеристики процесса миграции. Типы, формы и виды миграции. Проблемы изучения миграционных потоков. Зависимость миграционных народнохозяйственных процессов. Влияние основных миграционных потоков на региональное развитие, причины и последствия их возникновения. Появление новых форм миграции и возможности учета последствий воздействия на социально-экономическое развитие. Миграционная политика. Показатели процесса миграции. Демографические структуры мигрантов. Показатели, отражающие процесс воспроизводства. Таблица соотношения показателей воспроизводства, рождаемости и смертности. | ОК-2 |
1.6 | Бюджеты домохозяйств. Потребительские особенности домохозяйств на разных этапах жизненного цикла. | Бюджетное обследование семей. Методологические основы данного исследования. Возможности и ограничения использования данных бюджетного исследования. Понятие бюджета домохозяйства. Анализ использования баз данных ВЦИОМ и РМЭЗ для исследования бюджетов домохозяйств. Структура доходов и расходов семей. Характеристика доходной части бюджеты семьи. | ОК-2 |
2.1 | Демографические аспекты потребления | Демографические особенности глобальных рынков. Глобальные демографические процессы, влияющие на потребление населения мира. Основы демографической сегментации международных рынков. Потребление в рамках домохозяйств. Выделение жизненных циклов домохозяйств и потребительских ориентаций. Влияние одиночества, детности, брачности на особенности потребления населения. Формирование разных потребительски ролей в рамках домохозяйств. Особенности потребления некоторых демографических групп. Гендерные особенности потребления. Природные, социальные и экономические факторы потребления. Возрастные особенности потребления. Нормы и сверх потребление. | ОК-2 |
2.2 | Демографические аспекты занятости | Демографические характеристики трудовых ресурсов. Особенности возрастных характеристик трудовых ресурсов для разных регионов мира. Модели рынка труда и их связь с особенностями демографической структуры занятости. Основные демографические тенденции на глобальном рынке труда. Смена поколений и профессиональная мобильность. Возрастная структура населения - самостоятельный фактор динамики трудовых ресурсов. Инвертированные возрастные структуры. Факторы, влияющие на формирование инвертированной структуры населения. Показатели статистики трудовых ресурсов и их связь с экономическими показателями. | ОК-2 |
2.3 | Основы разработки демографической политики. Анализ соответствия демографического и экономического развития региона. | Цели, задачи и принципы демографической политики. Концепция демографического развития. Приоритеты демографической политики. Меры демографической политики. Регулирование репродуктивного поведения в переходной экономике. Самые распространенные практики несоответствия демографического и экономического развития регионов. Последствия этих несогласований. Пути преодоления последствий демографического кризиса регионов. Разработка демографических программ (концепций) развития регионов. | ОК-2 |
№ | Наименование тем | Формы и содержание Практических занятий | Формируемые компетенции |
1.1 | Объект, предмет и задачи экономической демографии | Семинарское занятие предполагает проведение контрольного тестирования, обсуждение вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, которые студенты предварительно докладывают | ОК-2 |
1.2 | Динамика численности и социальная структура населения | На семинарском занятии студенты выполняют групповую творческую работу (6 вариантов) с публичной защитой своей работы. | ОК-2 |
1.3 | Рождаемость и смертность как демографические процессы | Студенты проходят мини-тестирование по теме семинарского занятия, после чего письменный опрос по лекционному материалу. Далее - заслушивание и обсуждение подготовленных вопросов для самостоятельного изучения или решение задачи (на выбор) | ОК-2 |
1.4 | Брачность и процесс расторжения брака | Семинарское занятие предполагает проведение контрольного тестирования, устного опроса и решение задачи | ОК-2 |
1.5 | Миграция и воспроизводство населения. Теория Демографического перехода. | Устный опрос, тестирование, обсуждение докладов на проблемные темы. Темы выбираются студентами предварительно, за 2-3 семинарских занятия до того и готовятся под контролем преподавателя. | ОК-2 |
1.6 | Бюджеты домохозяйств. Потребительские особенности домохозяйств на разных этапах жизненного цикла. | На семинарском занятии студенты разбиваются на пары и выполняют контрольную работу по анализу бюджета домохозяйств (11 вариантов) с дальнейшей ее защитой. | ОК-2 |
2.1 | Демографические аспекты потребления | Семинарское занятие на ДО проходит в форме индивидуального устного тестирования. | ОК-2 |
2.2 | Демографические аспекты занятости | Семинарское занятие проходит в форме индивидуального устного опроса. | ОК-2 |
2.3 | Основы разработки демографической политики. Анализ соответствия демографического и экономического развития региона. | На семинарском занятии студены заслушивают доклады по вопросам особенности проведения ДП в разных странах, а также выборочно представляют итоговые контрольные работы с описанием демографической ситуации в городах Кемеровской области | ОК-2 |
Кроме традиционных видов проведения лекционных и практических (семинарских) занятий при преподавании экономической демографии используются активные формы.
|
|
|
|
|
|
Так, в ходе изложения лекционного материала проводится письменный блиц-опрос студентов, что позволяет отследить насколько внимательно и успешно студенты усваивают тему занятия. Такая форма контроля позволяет преподавателю оценить доступность изложения и своевременно внести необходимые коррективы, а также дисциплинирует студентов и постоянно заставляет следить за изложением лекционного материала.
Также часть лекционных и практических занятий проводятся в виде дискуссий, что позволяет повысить интерес и «включенность» студентов в обсуждаемую проблему или ситуацию.
Большинство практических занятий проводятся в активных формах.
Так, практическое занятие по теме «Динамика численности и социальная структура населения» предусматривает выполнение группового задания с дальнейшей его публичной защитой, обсуждением и выявлением победителя. Распределение призовых мест производится с учетом мнения экспертов («белого» и «черного») и «психолога», который оценивает степень сплоченности и правильности распределения функций внутри каждой группы. Эксперты и «психолог» выбираются из числа студентов группы преподавателем и должны предварительно подготовиться к такой форме проведения занятий. Данные проведенного анализа различных структур населения затем будут использованы при написании итоговой контрольной работы.
На практическом занятии по теме «Миграция и воспроизводство населения» ряд студентов под руководством преподавателя готовят материал для дискуссии по вопросам миграции населения под руководством преподавателя и представляют его для обсуждения (метод «коучинг»). Применение данного метода позволяет подготовить студентов (особенно не слишком успешных) к выступление на аудитории (выделить главные моменты, суметь заинтересовать), к возможной критике со стороны слушателей, а также повысить мотивацию обучающихся «Почему не смогу я, если смог кто-то другой?»
Практическое занятие по теме «Анализ бюджета домохозяйств» предполагает проведение контрольной работы в малых группах по 2 человека с устной защитой своей работы после 45 минут на подготовку (метод групповой атаки).