Сервисное обслуживание – система обеспечения, позволяющая потребителю рационально эксплуатировать приобретенный товар (в основном технически сложную продукцию).
Сервис подразделяется на:
• предпродажный (консультации, обучение, пробная эксплуатация);
• послепродажный (гарантийный и послегарантийный). Гарантия – это заверение производителя или торговца в том, что товар соответствует принятым стандартам качества. В рамках гарантийного обслуживания устранение дефектов производится бесплатно в течение установленного периода времени.
Послегарантийное обслуживание производится за плату по установленным расценкам и тарифам.
Формой послепродажного обслуживания является также рассмотрение жалоб потребителей («Клиент всегда прав»).
Марочные товары (брендинг)
Бренд – образ в сознании потребителей, инструмент активного воздействия на социально-психологическое восприятие това-ра.
Брендинг – комплексное управление процессом восприятия бренда потребителями.
Бренд-менеджмент – инструмент управления отдельной маркой на отдельном рынке.
В бренд-менеджменте все элементы комплекса маркетинга работают на создание бренда (рис. 3).
Рис. 3. Комплекс маркетинга, ориентированный на бренд