Методы в философии. Разделы философии.
Диалектика – (греч. искусство вести беседу) искусство аргументации, наука логики. Для Платона – высшая наука, метод познания идей. Учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.
Методом в философии будем понимать путь исследования или познания, теорию, учение или способ построения и обоснования системы философского знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Проблемой метода занимается методология науки.
Наукой, разделом философии, изучающей проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, и исследующей всеобщие предпосылки познания, выявляющей условия его достоверности и истинности является гносеология (эпистемология, теория познания). Как философская дисциплина гносеология анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.
|
|
Учение о явлении – феноменология, тоже играет значительную роль в развитии онтологии, экзистенциализма, логистики и вообще философии. Под явлением, часто встречающемся в совокупном понятии сущность и явление, следует понимать выражение предмета, относящееся к внешней форме его существования, в то время как сущностью полагая внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
Этика – (греч. привычка, обычай, нрав) философская наука, объектом изучения который является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутренние структуры, изучает происхождение и историческое развитие нравственности.
Эстетика – (греч. чувствующий) философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Трактовка как философии искусства несостоятельна.
Понятие «объект» включает в себя любой объект постижения» (как материальный, так и идеальный, покоящийся или изменяющийся). Следовательно объектом является также и такие понятия как «истина», «ложь», «мысль» и «мысль о мысли».
Бытие (существование) означает покоиться или изменяться. В плане признания или неприятия покоя и изменения в истории философии реализовались все 4 логически допустимые возможности:
Кратил из Афин признавал реальность только одного движения – известно его возражение Гераклиту: «В одну реку нельзя войти и единожды».
|
|
Зенон Элейский обосновывал представления Парменида о едином и неподвижном бытии своими апориями (Дихотомия, Ахилл, Стрела, Стадии) и доказывал иллюзорность движения и реальность только одного покоя.
Большинство философов (Демокрит, Платон, Гегель и др.) признавали реальность и покоя и движения.
Философия мадхьямиков отрицает реальность и покоя и движения, считая, что все – ничто, существует только шунья – пустота.
Урманцев в 1974 году в книге «Симметрия природы и природа симметрии» подытоживая, признает, что «равное и неравное, тождественное и различное, сохраняющееся и изменяющееся, покоящееся и движущееся, симметричное и асимметричное, истина и ложь одной теории относительно одной совокупности преобразований могут оказаться и часто оказываются – неравным и равным, различным и тождественным… ложь и истиной другой теории относительно другой совокупности симметрических преобразований». Это означает, что в одних – несовпадающих отношениях и покой и движение относительны, в других – абсолютны и при смене отношений покой может стать движением. Их взаимная превращаемость указывает на качественно одну и туже основу – на покой и движение, как на два явления единой сущности. И эта единая основа и есть существование. Именно поэтому существовать – значит покоиться и изменяться. Существование – есть существование-система, так как оно есть существование объектов (материальных, идеальных и идеально-материальных).