В России до 2014г. планируется для улучшения экологической ситуации изменить действующее законодательство в области охраны ОС по трем основным направлениям:
-изменение системы государственного регулирования в сфере охраны природы;
-внедрение современных методов управления (экологический менеджмент, экологическое страхование, экологический аудит и др.);
-принятие механизмов экономического стимулирования предприятий к применению новых технологий.
Экологическая ситуация а России (из доклада Ю.П. Трутнева, 2008 год)
а) состояние атмосферы
· основными источниками загрязнения являются промышленность (58%) и автотранспорт (42%);
· объем загрязняющих веществ достигает порядка 35 млн. т. В год;
· наибольшее загрязнение наносят транспорт, нефтепереработка и цветная металлургия;
· в некоторых городах, выбросы от автотранспорта превышают выбросы от промышленности в несколько раз (Москва – 10 раз, СПб – 9). В этих городах все население проживает в условиях высокого или очень высокого загрязнения;
|
|
· в 2005 году на 1000 человек в Москве приходилось 280 единиц транспорта, в Уфе – 200 единиц. Критическое значение – 170-180, с учетом существующих емкостей городских территорий;
· наибольшее загрязнение (58% от общего) дает промышленность Уральского и Сибирского ФО.
б) состояние водных источников
· крупнейшими загрязнителями являются объекты ЖКХ (52% от общего сброса), с/х (8%), химии и нефтехимии (7%), лесопереработки (7%);
· в 2009 году объем загрязняющих стоков составил 3,4 км3;
· сегодня наблюдается незначительное снижение объема загрязнения поверхности водных объектов по причине сокращения площадей поливочных земель и уменьшения числа водопользователей вследствие перепрофилирования или банкротства производств. Объем загрязняющих вод уменьшился, но их концентрация увеличилась, так что количество загрязняющих веществ не изменилось;
· загрязнение водных объектов городом: Москва, Омск – 90%; СПб, Ульяновск – 80%. Крупные города – до 50%. В ряде населенных пунктов, объекты ЖКХ дают сбросы без очистки;
· 63 водных объекта РФ находятся в критическом состоянии. Вода либо грязная (моря), либо очень грязная (крупные реки).
в) состояние отходов
· 55% всех отходов дает угольная промышленность, 17% – цветная металлургия, 16% - черная металлургия, 12% - остальная промышленность + бытовые отходы;
· объем отходов растет. В 2006 году он составил 3,5 млрд. т.;
· доля неперерабатываемых и необезвреживаемых отходов за 10 лет увеличилась с 16% до 56%. Растет степень опасности отходов;
· наибольшую опасность представляют твердые бытовые отходы, захороненные вблизи городов, и промышленные отходы высоких классов опасности;
|
|
· несанкционированные свалки, особенно в малых нас. пунктах;
· низкая экологическая культура населения приводит к высокому загрязнению зон около городов.
Энергетическая и экономическая эффективность экологии страны
Сегодня все экономически развитые страны рассчитывают показатели траты воды, газа, нефти на единицу ВВП, а объем загрязнения – на единицу продукции.
· по показателям энергоэффективности РФ отстает от среднеевропейского уровня более чем в 5 раз;
· по объему выбросов СО2 – в 4 раза;
· по водопотреблению – в 50 раз;
· по выбросам оксидов серы, азота и других в атмосферу и водные объекты на единицу продукции, наши показатели в несколько раз хуже;
· в 2006 году выброс загрязняющих веществ в воздух на 1 кВт/час электроэнергии составил 3,2 г, что выше среднемировых показателей в 3 раза;
· из-за низкой степени переработки попутного газа, объем выбросов загрязняющих веществ от 1 т добытой нефти превышает среднемировой в 5 раз. В металлургии, при производстве стали – в 8 раз;
· в Великобритании, на производство продукции стоимостью 1$ расходуется 0,007 м3 воды, в РФ – 0,3 м3.
Экологические проблемы усугубляются сложным лицензированием деятельности по выбросам и отходам, коррумпированностью, низкими штрафами.
В РФ, 40 млн. человек (28% всего населения) проживают на экологически неблагоприятных территориях, составляющих 12% площади страны. 1 млн. чел. живут в условиях особо опасных уровней загрязнения (Карабаш).
Действия, позволяющую изменить экологическую ситуацию к лучшему:
1. В мае 2008 г. указом Президента учреждено Министерство природных ресурсов и экологии (МПРиЭ) – новая система управления охраной окружающей среды. На деле, ничего не изменилось. В МПРиЭ вошли федеральные службы: по гидрометеорологии и мониторингу ОС, по надзору в сфере природопользования, по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), и федеральные агентства: по водным ресурсам, по недропользованию.
2. Изменение действующего законодательства в области ООС по трем направлениям:
2.1. Изменение системы гос. регулирования в сфере охраны природы:
а) замена получения разрешения на выбросы, сбросы и отходы для малого и среднего бизнеса подачей декларации;
б) поэтапное повышение платы за выбросы;
в) использование наилучших существующих технологий, установление для них льгот и субсидий.
2.2. Внедрение современных методов управления в области экологии: эк. страхования, эк. сертификации, эк. аудита – обязательных и добровольных.
2.3. Использование экологического стимулирования при применении экологических технологий:
а) снижение налоговых ставок и субсидии при использовании возобновляемых видов энергии, технической модернизации, строительстве очистных сооружений, объектов по утилизации отходов:
б) стимулирование вторичной переработки отходов. Внедрение региональных налогов на экологически неблагоприятную продукцию.
3. Возрождение государственной экологической экспертизы. Она была формальной и носила рекомендательный характер. Отсюда большое число предприятий, не отвечающих экологическим требованиям.
4. Занятие проблемами экологического ущерба (опасных отходов). В РФ 194 «горячие» точки, где проживает 10 млн. чел.
5. Улучшение контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования.
План экологического развития РФ на 2012 год:
1) сократить на 20% объемы загрязнений воздуха, водных источников и образования отходов.
2) увеличить на 11 млн. га площадь территорий, занятых заповедниками и национальными парками.
Стратегия экологического развития РФ на 2020 год:
1) снижение уровня энергоемкости предприятий страны на 40%.
2) уменьшение числа экологических «горячих» точек и численности населения, проживающих в этих условиях.