Организация деятельности маркетинговой службы на предприятии

Маркетинговой службы на предприятии.

Тема 10. Организация деятельности

10.1Организация деятельности маркетинговой службы на предприятии.

10.2 Типовое положение и организационные структуры службы маркетинга

Распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом может быть осуществлено рациональным образом только в том случае, когда на предприятии достаточно четко определены место и роль маркетинговых служб.

Основная задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны и возможные рыночные действия.

В рамках осуществления маркетинга на предприятии решаются следующие задачи:

1) комплексное изучение рынка;

2) выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;

3) планирование товарного ассортимента и цен;

4) разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;

5) планирование и осуществление сбыта;

6) разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.

Маркетинг выступает как ведущая функция фирмы, которая увязывает ре­шение финансовых, кадровых и других производственных задач. Значение функ­ции маркетинга может меняться в зависимости от условий внешней и внутренней среды, однако это не означает, что он стремится подчинить себе все остальные функциональные области (табл. 1).

Таблица 1 - Эволюция функции маркетинга в деятельности предприятия

Роль функции маркетинга Основная направленность производственной деятельности Роль потребителя
Маркетинг - одна из равных функ­ций в деятельности предприятия Производственно-сбытовая Отсутствует
Маркетинг - более важная функ­ция в сбытовой деятельности предприятия Сбытовая Отсутствует
Маркетинг - наиболее важная функция в деятельности пред­приятия по установлению связей потребителями Товарная Потребитель находится в центре внимания службы маркетинга
Маркетинг - главная функция дея­тельности предприятия Удовлетворение запросов потребителей Потребитель выполняет дифференцированную контрольную функцию
Маркетинг - интегрирующая функ­ция всей деятельности предприя­тия Единая скоординированная политика по удовлетворению запросов потребителей Потребитель выполняет всеохватывающую контрольную функцию

Ин­теграция маркетинга в организационную структуру предприятия привела к формированию (в первую очередь на крупных монопольных предприятиях) организационной структуры фирмы, полностью ориентированной на марке­тинг. Все сферы деятельности предприятия стали подчиняться требованиям маркетинга, который превратился в ведущую функцию пред­приятия.

Если общая структура фирмы носит достаточно развет­вленный характер, то возможны несколько вариантов орга­низации маркетинговой деятельности:

1. Формирование самостоятельных отделов маркетинга во всех крупных отделениях, филиалах фирмы (отраслевая или географическая макроструктура с внутренней товарной или функциональной структурой) без какого-либо марке­тингового подразделения на высшем уровне управления;

2. Организация, наряду с отделами маркетинга в филиалах, общефирменного отдела маркетинга, выполняющего консультационные функции, содействующего в необходимых случаях объединению или хотя бы согласованию усилий;

3. Формирование общефирменного отдела маркетинга, определяющего целостную стратегию и программу марке­тинга и руководящего работой своих подразделений в фи­лиалах, отделениях.

Особый вопрос - организация взаимоотношений отдела маркетинга с другими подразделениями фирмы. Многое здесь зависит от того, насколько структура предприятия в целом отвечает принципам маркетинга.

Формирование маркетинговой деятельности, или маркетинга, включает в свой состав: построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом; подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации; распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом; создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.); организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.

Организационная структура службы маркетинга на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами – это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.

Выбор организационной структуры подразделения предприятия зависит от многих факторов. Наиболее важны следующие факторы:

1. Тип организации (предприятия), в котором создается подразделение; вид стратегии, которой придерживается предприятие;

2. Уровень существующего проектируемого разделения труда в подразделении (службе);

3. Тип оптимизации основных функций и работ;

4. Наличие и развитость технологических и функциональных связей со смежными подразделениями предприятия;

5. Наличие связей с внешней средой; существующие нормы управляемости и контроля;

6. Уровень, занимаемый в иерархии управления;

7. Степень централизации и децентрализации в принятии решений;

8. Необходимый уровень дифференциации и интеграции данного подразделения в процессе взаимодействия его со смежными отделами (группами) предприятия.

Организационная структура службы маркетинга охватывает определенное количество подразделений, работ и персонала. При росте численности подчиненных увеличивается число межличностных коммуникаций, например, между руководителем и подчиненным. Чрезмерное увеличение количества подчиненных и числа подразделений создает неблагоприятные условия для управляемости организационной структурой. Во избежание неуправляемости организационной структуры проводят оптимизацию масштаба управляемости и контроля организации. Путем достижения оптимального сочетания количества подчиненных и уровней иерархии формируют наиболее рациональную организационную структуру.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте направления деятельности основных отделов предприятия

2. Раскройте сущность основных функций и задач маркетинга на предприятии

3. Покажите эволюцию функций маркетинга в деятельности предприятия

4. Раскройте сущность процесса становления службы маркетинга на предприятии

5. Опишите варианты орга­низации маркетинговой деятельности на предприятии

6. Рассмотрите процесс взаимодействия службы маркетинга с другими подразделениями предприятия

7. Дайте определение понятию «организационная структура службы маркетинга»

8. Охарактеризуйте факторы выбора организационной структуры службы маркетинга


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: