Творческая жизнь Уральских художников

С двадцатых годов в изобразительном искусстве Челябинска было положено начало пейзажу как самостоятельному жанру живописи. Природа Южного Урала вдохновила своей красотой не одно поколение художников. Ее воспевали в своих работах И.Л. Вандышев, Н.Д. Лебедев, Н.А. Русаков, Д.Ф. Фехнер. Через всю жизнь пронес любовь к ней Петр Гаврилович Юдаков, получивший художественное образование у Петроградского художника Л.А. Бруни, жившего в Миассе. По его же совету он поступил на рабфак ВХУТЕИНа. Лирическим по характеру пейзажам Юдакова свойственны незатейливость матовов, эмоциональность, чистота и свежесть красочных сочетаний («Ильмены», «Тропа в лесу»). Много работая в области пейзажной живописи, он, однако, не поднимался выше этюдных наблюдений, до создания законченных обобщающих произведений.(1. Стр. 134)

Н.А. Русаков в родился деревне Писклово Челябинского уезда Оренбургской губернии. Живописец, педагог, член Союза Художника СССР (1936). Первый челябинский художник, получивший столичное образование, основоположник искусства живописи в городе, один из основателей СХ в Челябинске. Родился в семье унтерофицера (казачьих войск). После смерти отца в февр. 1889 семья переехала в Челябинск (1901), где в 1907 Русаков окончил 3-классное городское училище. В 1913 завершил полный курс живописного отделения Казанской художеств. школы Императорской Академии Художеств.

Выражая чувство глубокого негодования против колониальной политики империализма, Николай Афанасьевич Русаков не мог пройти равнодушно и мимо красоты восточной природы, не запечатлев ее. Опираясь на документальный материал, собранный еще в период дореволюционных поездок по Азии, он написал десятки живописных произведений. Героями их были индийские и китайские кули, рыбаки, рикши, погонщики. Весь цикл картин – волнующая повесть о тяжелой жизни нищего, задавленного эксплуатацией народа. Но в то же время в них отчетливо выражена и тема протеста, поднимающегося народного негодования. В предсловии к одному из своих путевых альбомов автор писал: «Нигде мне не приходилось наблюдать такого угнетения и унижения человека, как в Азии. В данном альбоме зритель увидит жизнь востока, где внешность так ярка, а под ней скрываются страдания и тьма. Азия впервые начала расцветать ярким, алым цветом». Наибольший интерес из призведений восточного цикла представляют картины «Погрузка хлопка» (1924), «Бант-Матарам» (1924), «Курильщики опиума» (1925), «Смерть рикши» (1926), «Эти и те» (1928).

Тема безысходности человеческого существования в условиях колониальной действительности раскрыта в картине «Смерть рикши». Ей предшествовала особенно кропотливая работа над рисунком, композицией. Своеобразно пространственное решение полотна. В сложном ракурсе распростерлось на дороге неподвижное тело загнанного рикши. Мимо стремительно проносятся легкие коляски с сидящими в них респектабельными господами. Резким, мрачным диссонансом воспринимается эта одинокая фигура на фоне ослепительного солнечного света. Значительность художественного осмысления темы и высокий живописный уровень исполнения выдвинули эту работу на особое место в творчестве художника. В 1939 году картина экспонировалась на Всесоюзной выставке «20лет ВЛКСМ».

Однако, несмотря на ряд очевидных художественных достижений, отсутсвие живописных работ, посвященных жизни советских людей, делает творчество Русакова двадцатых годов ограниченным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: