Магнификат

Лекция 2

Badinerie

Сюита № 2 для оркестра

Сюита № 23 для клавира

(1.15)

В конечном счёте, искусство рококо было устремлено к светлой улыбке, радужному свету, «легкокрылой» радости. Как выразился ведущий из немецких композиторов, работавших в этом стиле, Георг Филипп Т леман ([Тэлеман] 1681–1767), «музыка должна пениться как шампанское». Подобную настроенность превосходно передаёт один из «шлягеров» первой половины XVIII века – популярнейшее Badinerie ([Бадинр], фр. шутка) из оркестровой Сюиты № 2 Баха. Солирующая здесь флейта (так же, как и клавесин, она была излюбленным тембром музыки рококо) буквально искрится живой радостью жизни, игрой «солнечных зайчиков».

Иоганн Себастьян Бах

(0.57)

Как помним, эпоха Барокко своё название получила по одноимённому стилю (барокко), который господствовал в европейском искусстве с середины XVI до середины XVIII века. Завершая рассмотрение стиля барокко, обратимся к таким его свойствам, как контрастность, фантазия и барочный темперамент.

Что касается характерной для барокко резко выраженной контрастности, то как раз о контрастах, доводимых до уровня антитез, и шла речь до сих пор, и уже говорилось, что именно в этом состоит ключ к пониманию эпохи Барокко.

Очень широко использовался принцип контраста в музыке. Не случайно тогда впервые в практику вошёл приём динамического сопоставления piano – forte (тихо – громко). Его специфическим вариантом стало «эхо» – излюбленный звуковой эффект того времени: краткая фраза, прозвучавшая forte, тут же повторяется на глубоком piano.

Общее тяготение искусства Барокко к рассматриваемому качеству было настолько велико, что композиторы стремились подчас к совмещению контрастов не только по горизонтали (перемежающие друг друга эпизоды), но и по вертикали, то есть в одноврменности. Оригинальную разработку такой идеи, технически трудно осуществимой в музыке, находим в I части Магнфиката итальянского композитора Клудио Монтев рди ([Монтэвэрди] 1567–1643, первый классик оперы). Магнификат (от первого слова латинского текста Magnificat anima mea DominumВеличит душа моя Господа) – произведение на евангельский сюжет о Благовещении, по форме и масштабу близкое кантате или даже оратории.

Клаудио Монтеверди

(2.06)

Здесь с совершенно осязаемой отчётливостью противопоставляются два звуковых пласта. Нижний, изложенный в протяжённых длительностях – тягуче-сумрачный, гнетущий по своему характеру. Верхний, поданный в оживлённом движении, совсем иной по складу – высветленный, прихотливо-игровой (данная, основная линия, в свою очередь, построена на непрерывном обыгрывании эффекта «эхо»). Этот смелый и яркий драматургический монтаж по смыслу прочитывается как характерный для барочного мироощущения антагонизм двух начал – монашески-аскетичного, «могильного» и жизнелюбивого, юного.

В живописи принцип контраста с особой последовательностью заявлял о себе в таком чрезвычайно устойчивом приёме, как подчёркнуто резкое сопоставление света и тени. В этом, как и во многих других отношениях, одним из самых ранних прорывов в стилистику барокко нужно считать картину «Святая ночь» (около 1530) итальянского художника Антонио Корр джо ([Коррэджо] около 1489–1534).

Антонио Корреджо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: