Ренессанс создал новое мировоззрение, в основе которого было стремление человеческой личности к освобождению и самоутверждению Великие географические открытия и гелиоцентрическая система мира
Рис. 13. Схематический план Москвы, иллюстрирующий развитие центрической композиции:
1 — Кремль; 2 — Китай-город (Великий посад) — центр общественной и экономической жизни города, был обнесен каменной стеной со рвом в 1535-1538 гг.; 3 — Белый город (Царь-город) был обнесен каменной стеной в 1486-1593 гг., на месте которой впоследствии возникло Бульварное кольцо; 4 — Земляной город — практически одновременно с каменной стеной Белого города в 1591 г. на земляном валу была возведена деревянная стена — Скородом, которая шла по линии современного Садового кольца
Рис. 14. Бад Ишл (Австрия)
Н Коперника изменили представление о Земле и Вселенной Научная разработка линейной перспективы стала одним из организующих элементов искусства. Авторитет церкви в повседневной жизни человека по сравнению со средневековьем ослабел. Стали активно изучаться античное искусство, сочинения античных философов. Сочинялись трактаты о городе, создавались просты • идеальных• городов, в которых отражались черты римских военных лагерей, регулярных городов Месо-
|
|
(рис., и„ л.ои Баттмста Дльбер-8 своих теоретических трудах
по градостроительству (XV в.) подробно излагает методику создания городов, начиная с выбора места и кончая их внутренним устройством. Более того. Альберти считал, что деятельность архитектора должна распространяться за пределы самого города и что необходимо задуматься о благоустройстве и архитектурной организации прилегающей к городу территории в целях улучшения местного климата и создания красивого ландшафта. Леонардо да Винчи предлагал Людовику Моро, герцогу Миланскому, построить вдоль реки десять городов на 5 тысяч жителей каждый для решения проблемы скученности города, антисанитарные условия которого привели к эпидемии чумы.
В большинстве проектов «идеальные» города имеют геометрическую форму звезды или многоугольника, вписанного в круг, подчеркнутых линией укреплений (рис. 17,18) (с появлением артиллерии место крепостных стен заняли менее уязвимые широкие земляные укрепления с рвами, валами и бастионами); везде фигурирует четкая система планировки, в местах пересечения улиц расположены главные площади.
Практик и теоретик архитектур^, один из авторов -идеальных» городов, Виченцо Скамоцци построил по одному из своих проектов город-крепость Пальма Нуово близ Вене-Ции, структурную основу которого составляет система лучевых магистралей. ведущих к главной городской площади.
|
|
Рис. 16. План •идеального» города Альбрехта Дюрера (1527), созданный, судя по характерной ориентации его сторон, под некоторым влиянием планировки столицы Двуречья города Вавилона
Рис. 15. План города Амауротума — «идеального» города Томаса Мора (1512)
Рис. 17. План идеального «Города Солнца» Томмаэо Кампанеллы (1602)
Рис. 18. План.идеального города-
Виченцо Скамоцци а форме многоугольника, с -гипподамовой-системой планировки улиц
Архитекторы Возрождения умело подстраивались к сделанному их предшественниками. Они не только ра шивали средневековые города, но и выдвигали «иен усовершенствования отдельных элементов их внутреннего устройства Новые градостроительные идеи наиболее полно начали реали-л.вываться в Риме В начале XVI в. появились первые прямолинейные улицы вдаль правого и левого берегов Тибра — Лунгара и Виа Джулиа. Вскоре была проложена главная улица Рима — Виа Лата (совр. Корсо). соединяющая площадь дель Пополо с Капитолием. Рипетта и Бабуино. Так р аилось трехлучие главных городских улиц (ряс 19) В середине XVI в Микел-анджело спроектировал мост через Тибр, который должен был связать дворец кардинала Фарнезе с виллой Фарнезина и кварталом Трасте вере прямолинейной магистралью. Этот неосуществленный проект предвосхитил принцип осевой перспективы в планировке улиц
Италия ХУ1-ХУШ вв.
Примерно в то же время Микел-анджело из хаоса средневековых руин создал в Риме очень большой в пространственном отношении ансамбль. единое целое, решенное в высшей степени пластически Это был ансамбль площади Капитолия, который произвел стилистический перелом.(ознаменовал утверждение искусства барокко. Осуществление проект, началось I» со строительства здаж*..с устали статуи римского императора Марка Аврелия Этот памятник, закрепивший середину площади, организовал пространство вокруг себя, стал первым самостоятельным элементом архитектурной композиции площади. Ученик Микел-анджело Доменико Фонтана в конце XVI в. подхватил и развил идеи своего учителя. Архитектору Фонтана папой Сикстом V были поручены работы по упорядочению планировки Рима для удобства посещения храмов верующими. Главной целью являлось объединение в единую систему сети улиц как за счет расширения и удлинения существующих дорог, так и за счет создания новых магистралей. По словам 3. Гидиона, Фонтана принадлежал к «поколению посредственных архитекторов... Но сотрудничество с папой Сикстом V привело к такому решению градостроительных проблем, какое в то время не имело себе равных ••'. Он пробивает и выпрямляет пять радиальных улиц, сходящихся к базилике Санта-Мария Маджоре и соединяющих основные центры города, которые обозначает установкой монументов. Древнеегипетский обелиск у ворот дель Пополо закрепляет осевую перспективу главной улицы Рима — Корсо. В последующие столетия в местах установки монументов сформировались красивые площади. Фонтана создал в натуре целое градостроительное направление. Благодаря ему улицы перестали быть только утилитарными, а стали объектами искусства.
' ГиОион 3. Пространство, время архитектура М. 1975. С. 76 Вь Р
Архитекторы барокко — стиля с богатой пластикой форм, сложной символической образностью, игрой светотени и обилием роскошного архитектурного декора — создавали крупномасштабные, торжественные городские ансамбли, в которых стремились к пространственному объединению интерьеров зданий, улиц и площадей. Ярким примером является колоннада Джованни Ло-ренцо Бернини на площади св. Петра в Риме (XVII в.) (рис. 20). Площадь принадлежит к числу крупнейших площадей мира (3,5 га), представляет собой характерную для барокко открытую композицию, сложный план сочетает в себе трапецию и большой овал, в центре которого располагается обелиск (уже существовавший к началу проектирования площади!. фр анкированный роскошными фонтанами Ансамбль площади со-1дава.кл несколькими поколениями итальянских зодчих Бернини про-»»лжил традиции Микеланджело, придав ансамблю аллегорическое содержание грандиозная овальная кол.,.,н,да. исходящая и.т собора св. Петра, «как бы приглашает в свои объятья весь католический мир Западной Европы»1.
|
|
Рис. 19. Фрагмент плана г. Рима (нач. ХУ1-ХУИ в.) с впервые образованным трехлучием главных городских улиц — Корсо, Рипетта и Бабуино:
1 — пл. дель Пополо; 2 — Капитолий; 3 — Испанская лестница: 4 — пл. Санта-Мария Маджоре 5 — пл. Квиринала; 6 — воротаПиа; 7 — Латеранская пл.; 8-8 — ул. Корсо; 8-9 — ул Рипетта 8-10 — ул. Бабуино: 11-11 — ул. Систина; 12-12 —ул. Номентана; 13-13 — ул. Карло Аль-берто; 14-14 — ул. Мерулана; 15-15 — ул. Сан-Джованни ин Латерана
Большое влияние итальянского барокко испытала на себе Австрия. В городе Зальцбурге — центре архиепископства Зальцбургского, находившегося под покровительством Ватикана, начиная с XVII в. перестраивались средневековые соборы, строились новые здания в стиле барокко. А после возведения университетской церкви по проекту австрийского зодчего Иоганна Берн-гарда Фишера фон Эрлаха город стал ярким примером органически-
Рис. 20. Рим. Площадь перед собором се. Петра (гравюра Пиранези)
ГО слияния средневекового города с архитектурой барокко.
В XVIII в. барочные фасады изменили средневековый облик центрального ядра города Вены, сохраняя, однако, уютную камерность городских пространств.